Вынужденная трезвость шаговой доступности
08 июля 2016 00:00
Автор: Руслан ВОРОНИН
Фото: Дмитрий ЛИТВИНОВ
На прошлой неделе с прилавков многих тульских магазинов, в основном небольших, исчез алкоголь. Причина — в нашем регионе начала действовать ЕГАИС, система учета продажи алкогольной продукции.
Во имя благих целей
Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС) позиционируется как решительный шаг в борьбе против контрафактного алкоголя на российском рынке. По мнению чиновников, ее введение позволит полностью убрать нелегальные спиртные напитки с прилавков. «Каждая продажа бутылки теперь будет фиксироваться в этой системе, и проникновение алкогольной контрафактной продукции, нелегальной, будет практически невозможно»,— заявляет министр финансов Антон Силуанов.
Применение ЕГАИС началось не вчера — система работает с 2006 года, но до настоящего времени она контролировала лишь производство алкогольной продукции и спирта. Теперь же цепь замкнулась: контроль введен и над продажами горячительных напитков. Исключение пока сделано для общепита и магазинов в Крыму, а также точек продаж, расположенных в сельской местности,— они получили отсрочку на год для подготовки. Также не учитываются продажи пива, сидра, пуарэ (грушевый аналог сидра) и медовухи.
За нарушение закона распространителям грозят штрафы в размере 150–200 тысяч рублей для юридических лиц, конфискация продукции и лишение лицензии на продажу алкоголя в судебном порядке.
Как это работает
По данным официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, 3 июля на 10.00 к ЕГАИС были подключены 95,58% лицензированных розничных точек в Тульской области. Впрочем, в региональном комитете по предпринимательству и потребительскому рынку нам предоставили другую информацию: на 5 июля к ЕГАИС подключились только 80% торговых объектов.
Как же рядовой покупатель может определить, вносит ли продавец данные в систему при продаже бутылки? Довольно просто. Если продажи в магазине компьютеризированы, то алкоголь должны «пробивать» с помощью специального сканера дважды. Один раз данные снимаются со
Большие сложности маленьких магазинов
На практике в первые дни повсеместного внедрения ЕГАИС возникли сложности — в небольших, так называемых магазинах шаговой доступности, в разных районах Тулы купить алкоголь было просто невозможно.
Еще в одном магазинчике небольшой алкогольной сети 1 июля посетовали на большую загруженность в связи с введением новой системы и от комментариев отказались.
Директор еще одной довольно известной в городе сети магазинов Константин Клочков поведал, что с ЕГАИС работает уже почти месяц, но проблемы пока остаются:
— Бывает, что плохо напечатана марка и сканер не считывает данные. Получается, такую продукцию мы не можем продать, ее приходится списывать, хотя она качественная и имеет официальную документацию. Обслуживаем покупателей теперь дольше — даже если человек приобретает несколько одинаковых бутылок алкоголя, сканируем мы теперь каждую. Сама система с базой данных, куда отправляются сведения, еще «сырая» и периодически зависает. Наши компьютерщики постоянно исправляют ошибки. Официальная служба поддержки Росалкогольрегулирования, которая присылает нам драйверы, уверяет, что все работает, но на деле это не совсем так. Сбоев пока еще много, и покупатели справедливо возмущаются, когда не могут купить то, что хотели, или на покупку уходит много времени…
Проблемы есть, но это временно?
«Система еще недоработана» — такие слова можно было услышать 1 июля от многих предпринимателей, чей бизнес связан с продажей алкоголя. Жалуются, что приходится тратить немалые деньги (в одном магазине на ул. 9 Мая назвали сумму в 120 тысяч рублей, которая «еще обязательно увеличится») на установку дополнительного оборудования, исправление возникающих ошибок, не позволяющих осуществлять продажи до приезда компьютерщиков.
О подобных ошибках сообщают и СМИ других регионов России. В
— При этом есть и другие косвенные траты — поскольку теперь печатается отдельный чек, больше расход кассовой ленты, увеличилось время обслуживания клиентов. Система
А вот администратор одного из тульских магазинов крупной федеральной сети Денис Стельмаков отметил, что при подключении и работе с ЕГАИС сложности возникли совсем небольшие.
— Единственная проблема — скорость считывания системой кодов, но ее можно отрегулировать в дальнейшем, это все ерунда,— комментирует администратор Денис.— Конечно, когда человек берет много одинакового, то начинает немного волноваться, что мы сканируем каждую бутылку и занимаем время. Но взамен предлагаем честные условия: вы приходите в магазин и можете быть уверенными в качестве приобретаемой продукции. Это дополнительный плюс для имиджа компании и гарантия для клиентов…
Председатель комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области Татьяна Лапаева рассказала, что подключение ЕГАИС в регионе продолжается, и до конца этой недели подавляющее большинство магазинов процесс благополучно завершат. Другого выхода у них просто нет — иначе придется свернуть торговлю.
— Временное прекращение продажи алкогольной продукции связано с задержками в поставке и подключении оборудования ЕГАИС — владельцы торговых точек поздно его заказали, хотя у них было на это полгода,— отмечает Татьяна Лапаева.