Воскресенье 20 сентября

Белевские барыни, или как свистят монахи

Назад

21 Июня 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Ирина МИКУЦКАЯ

Белевской игрушке повезло меньше, чем филимоновской — она мало изучена, так как этот промысел несколько раз исчезал, а потом вновь возрождался. Между тем гончарное искусство в старинном Белеве активно развивалось еще с XVII века — здесь добывали много глины прекрасного качества, пластичной и жаростойкой. Ее использовали для обмазки доменных печей по всей России, а в самом Белеве и окрестных селах делали посуду и — для забавы — игрушку.

Промысел надолго был забыт и начал возрождаться только в 1988 году И. А. Ивановым, уроженцем Белева. Он собрал группу энтузиастов, которые воссоздали игрушку, именно благодаря этим людям она вновь обрела свое лицо. Тогда белевская глиняная игрушка быстро завоевала признание профессионалов — ее приобретали ведущие музеи не только нашей страны, но и музей глиняной игрушки в Италии. Но эта история длилась недолго: в 1995 году по экономическим причинам промысел прекратил свое существование — на 11 лет.

Очередное его возрождение связано с именем Юрия Жиляева, преподавателя Белевской школы искусств. Он встречался с Ивановым и его мастерами, работал по старым образцам и сохранившимся зарисовкам, обращался за помощью к археологам и краеведам. Заслуга Жиляева не только в том, что ему удалось заново восстановить и архаичную, и более позднюю аутентичную белевскую глиняную игрушку. Важно, что на основе старинных традиций он создал нечто новое, авторское, художественно актуальное.

На выставке, открывшейся в музее Н. И. Белобородова, представлена «Белевская барыня», сделанная в классической традиции (одна из самых ранних археологических находок этих мест — «барыня», датированная XVI-XVIII веком). Высокая, стройная, белокожая дама с тонкой талией, в шляпе со свистящим петушком и с зонтиком. Поразительны цвета, с которыми работали белевские мастера: в отличие от открытых ярких красок Филимоново, здесь предпочитали интеллигентные, мягкие пастельные тона: бирюзовый, охру, палевый, серый, розовый…

Жиляев точно следует традиционной стилистике и, оставаясь в ее рамках, придумывает новые образы и сюжеты.

Острумна и невероятно интересна серия его работ, сделанных на основе древнейшей русской игрушки — дутьши (стилизованной птички-свистульки), она была распространена и в белевском крае. В экспозиции можно увидеть «свистящих» персонажей русской жизни: солдат, монахов, художников, городовых, рыбаков, охотников… А еще здесь есть игрушки-солдатики и офицеры, глиняные «семьи» и множество других интереснейших образов.

Еще одно направление творчества Юрия Жиляева: глиняные подвески в форме подковы с гербами разных стран и эпох. Эффектные декоративные работы — и одновременно отличная сувенирная продукция, которую туристы, посещающие Белев, с удовольствием приобретают на память об этом удивительном старинном городе.

Выставка продлится до 19 августа.

Телефон для справок

8 (4872) 36-18-85.

Наши партнеры
Реклама