Воскресенье 27 сентября

Красота выше правды?

Назад

07 Июня 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Федор ЛАВРОВ/Тульское музейное объединение

В Тульском областном художественном музее открылась выставка академического и салонного искусства второй половины XIX — начала ХХ века.

В экспозиции представлены живопись и графика из собрания Рязанского областного художественного музея им. И. П. Пожалостина. Экспозиция чрезвычайно любопытная и для нашего города нетипичная: так сложилось, что в Тульском художественном музее с его богатой и разнообразной коллекцией так называемое салонное искусство представлено довольно скромно.

Художественные салоны — парижские выставки живописи, графики и скульптуры под эгидой Королевской академии — проводились еще с XVII века. Существовало жесткое правило: в салонах могли принимать участие авторы, чье творчество укладывалось в рамки академического стиля.

Конечно, академизм ограничивает творца, и для того, чтобы привлечь внимание зрителя, авторы стали выбирать занимательные сюжеты, изображать красивых женщин в красивых одеждах… Так сложились принципы направления, которое позже назовут салонным искусством.

Рязанская выставка дает представление о том, каким было салонное искусство в России во второй половины XIX — начале ХХ века. Прелестные сельские пейзажи с крестьянами: идиллические картинки с работниками, занятыми уборкой сена или улыбающейся симпатичной девочкой с коромыслом и веслами. Портреты светских красавиц в роскошных декольтированных платьях. Костюмные портреты в историческом, часто античном антураже. Экзотические мотивы в классическом исполнении.

Один из самых ярких представителей салонного искусства Генрих Семирадский однажды заметил, что красота в искусстве выше правды. На выставке в Тульском художественном музее демонстрируется его полотно «Наяды»: обнаженные девушки плещутся в прозрачном озере, а амурчики приносят им веночки из живых цветов…

Грань между красотой и красивостью оказалась слишком зыбкой. Можно бесконечно восхищаться миловидностью Аделины Патти на портрете кисти А. Эберта: юная прелестница в костюме для верховой езды, отороченном соболями. Но эта работа, выполненная с большим мастерством, скорее похожа на яркую открытку, чем на произведение искусства. А «Селение в предгорьях Кавказа» В. Червинского — пусть привлекательная, но все же пасторальная фантазия на этнографическую тему.

Также в экспозиции можно увидеть работы А. Савини, Е. Рейтерна, К. Маковского, В. Штемберга, А. Киселева, Л. Фрикке, П. Мея и др.

Выставка продлится по 4 сентября.

Наши партнеры
Реклама