Суббота 26 сентября

Крутой маршрут

Назад

07 Июня 2016 00:00

 1
Город Т.

Автор: Артем ЖИЛЬЦОВ

Фото: Кирилл РОМАНОВ

Маршрутные такси — удобный вид транспорта: как говорится, и быстро, и дешево. Но перевозка людей требует от водителя отменного мастерства вождения и досконального знания ПДД. И не только.

В идеале человек за рулем должен быть и компетентным, и внимательным, и собранным. А еще обязательно вежливым с пассажирами. Решив выяснить, насколько идеал соответствует действительности, корреспондент «Молодого коммунара» провел бок о бок с водителем целую рабочую смену.

Вместо поезда — в маршрутку

С самого детства Игорь хотел стать машинистом поезда. С отличием закончил сафоновское училище, успешно прошел практику в роли помощника машиниста. Готовился к своему первому самостоятельному рейсу, когда медицинское обследование показало наличие варикоза. В работе Игорю отказали, но мечта перевозить пассажиров никуда не делась. Таким образом, в 22 года его занесло в водители маршрутки.

— В принципе, работа не пыльная,— говорит Игорь, протирая боковую дверь арендованной «Газели».— Трое суток по 12 часов оттарабанил, потом трое суток отдыхай в свое удовольствие. У меня нет напарника на машине, поэтому график работы могу выстраивать сам. Так что сложности никакой, только пассажир иногда попадается трудный.

— А арендовать машину дорого?

— 2000 рублей в сутки,— огорошивает Игорь.— Мне в карман идет все, что заработаю сверх этой суммы. Иногда выходит хорошо, а иногда только на аренду и хватает.

За полтора года работы несостоявшийся машинист поезда сменил уже три маршрута — «золотые жилы» пассажиропотока новичкам достаются не сразу и не так-то легко.

Многофункциональный режим

Рабочий день Игоря начинается в 4:30. Проснувшись, тихо, чтобы не разбудить беременную жену, готовит на скорую руку завтрак — яичницу и кофе. Забирает «тормозок», заготовленный с вечера, и уезжает на конечную своего маршрута. Нынешним утром у него появляется напарник в моем лице. Ну, или помеха справа. Кому как удобней.

— Как ты в такую рань умудряешься вставать, мне в глаза впору спички вставлять, а ты свеженький и бодрый,— еле выговариваю я в паузах между широченными зевками.

— Самый обыкновенный режим. Да и вообще, кто рано встает, тому Бог подает,— весело припоминает Игорь народную мудрость.

Вот так, под смешки и шуточки, выезжаем на первый круг. В 6 утра народу немного: три мужичка, по виду заводские рабочие, бабушка с ведром клубники да молодой парень, клюющий носом. Довольно быстро проезжаем почти половину маршрута, прежде чем машина заполняется почти полностью. Понемногу сонливость проходит, и я даже изъявляю желание немного поработать за кондуктора. А ближе к началу девятого утреннее благодушие людей уходит, вместе со свободными местами в маршрутке.

— За проезд возьми,— проговаривает мужчина лет 30, после чего швыряет приблизительно в сторону моей ладони сторублевку.

— Перед светофором остановите,— требует в этот момент молодая девушка, из наушников которой несется оглушительная музыка.

— Водитель, подскажите, проспект Ленина, 75 — это где выходить? — интересуется кто-то с заднего сиденья.

От самых разнообразных пожеланий, высказываемых пассажирами, голова идет кругом. Что творится в головах у водителей, этих современных цезарей, представить трудно. В таком бешеном ритме, наконец, прерываемся на обед.

«Тут даже самый спокойный человек не выдержит»

Переводя дух за чашкой растворимого кофе с пирожком, интересуюсь, какие отношения царят в среде самих водителей.

— Кто понаглей, тот «ворует» пассажиров,— рассказывает Игорь, прихлебывая горячий кофе.— Подрезают, обгоняют на светофорах, все — ради пассажиров, а точнее, ради выручки. Иногда доходит до кулачных боев. Особенно часто заводятся южные товарищи, кровь-то горячая. Да и пассажиры нервы треплют, сам видел.

— Ну допустим, и вы не ангелы,— отвечаю.— Недавно ехал домой, девушка с ребенком грудным попросила остановить у магазина. Получила целую лекцию о том, что дома надо сидеть с дитем, а не таскаться по маршруткам, подводя водителей под монастырь. Мол, штрафуют за остановку в неположенных местах.

— Грубиянов везде хватает,— пожимает плечами мой собеседник.— Я тебе могу сказать так: чаще всего мы по просьбе останавливаем. Но иной раз как начнут просить через каждые сто метров тормознуть, тут даже самый спокойный человек не выдержит.

Перекусив, возвращаемся на маршрут. По графику остается работать еще три часа.

«Мои нервы тоже чего-то стоят»

Попасть в водители маршрутки нынче довольно легко, понимаю я из рассказа моего знакомого. Достаточно иметь права. Арендуешь у фирмы машину — и в путь. Несмотря на то, что многие из водителей жалуются на тяжелый труд и мизерную выручку, поток идущих работать в эту сферу не редеет.

— Ну колись, сколько в день получается заработать,— начинаю я трясти Игоря во время очередного круга.

— Не очень много, но на жизнь хватает, скажем так,— он пытается дипломатично увильнуть от ответа и лихо проскакивает светофор за секунду до красного сигнала.

— Так не пойдет,— строго говорю я, отсчитывая сдачу с купюры в тысячу рублей.

— В самый хороший день получается по 12–14 тысяч. Но это, во-первых, далеко не всегда. А во-вторых, и с такой выручкой особо не разгуляешься. Что-нибудь в машине сломается — ремонт с меня, естественно. Какой-нибудь малолетний вандал нарисует или нацарапает что-нибудь в салоне — закраска тоже за мой счет. А мои нервы? Они же чего-то стоят…

Насчет последнего утверждения трудно поспорить: нервы у моего вежливого приятеля, похоже, железные. По крайней мере, пока… Некоторые из пассажиров ведут себя так, как будто раз и навсегда купили всю маршрутку вместе с водителем: общение «через губу», тыканье и, конечно, настоятельные требования остановить машину там, где они укажут. Если по какой-то причине Игорь не тормозил «напротив палатки», «вон там, чуть подальше знака», «прямо за поворотом», то в его сторону неслись едкие и злобные высказывания, обязательным аккомпанементом к которым шел грохот закрываемой явно в сердцах двери. Признаюсь честно, этот 12-часовой рейс вымотал меня основательно. Игорь же умудрялся оставаться спокойным и даже улыбчивым.

В завершение вечера он подвозит меня до ближайшего бара. А сам отправляется в магазин за фруктами и вяленой рыбой — дома дожидается любимая жена на седьмом месяце беременности.

Наши партнеры
Реклама