Пятница 18 сентября

Крапива без дождя не растет

Назад

07 Июня 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

Фестиваль в Крапивне, который в 2016 году проходил в Тульской области уже в 14-й раз, собрал рекордное количество гостей и остался верен своим традициям.

Крапивные забавы и угощения

Фестиваль крапивы в бывшем уездном городке, а ныне селе Щекинского района, любят. Сюда приезжают семьями не только из Тулы, из других регионов, но и из столицы — машин с московскими номерами вдоль дороги было очень много. Именно вдоль дороги, ведь отведенная под парковку небольшая площадка быстро заполнилась. Да и не нужна в Крапивне в другое время огромная автостоянка — только на время фестиваля. А вот регулировать движение в этот день уже пора: в поисках места автомобилисты создавали пробки на дороге. В итоге все благополучно разместились — кто в ближайшей лесопосадке, а кто вдоль дороги.

Главная фестивальная улица, она же — одна из немногих здесь асфальтированных дорог, ведущая к центральной площади села, превратилась в огромную сувенирную ярмарку. Крапивна в этот день собрала десятки мастеров и ремесленников с самыми необычными поделками и угощениями. Большой популярностью пользовался березовый квас — нечто среднее между соком самого русского дерева и собственно хлебным квасом. Всем желающим давали отведать напитка, после чего его, расфасованный в пластиковые бутылки, можно было купить.

Для угощений со жгучим сорняком в этом году отвели целое подворье — огороженную территорию, на которой организовали торговлю. Здесь кормили щами с крапивой, пирожками и даже пиццей с зелеными листами. Двух длинных столов, за которыми предлагалось расположиться, категорически не хватало, а очередь время от времени растягивалась аж до входа в это самое Крапивенское подворье.

Рядом устроили площадку с крапивными боями — самым ярким фестивальным развлечением, от желающих поучаствовать в котором не было отбоя. Люди рассказывали, как приезжают на фестиваль каждый год ради одного — обжечься крапивой. Правила поединка несложные: участники берут в руки охапки жгучей травы и начинают охаживать ими друг друга (запрещается бить по лицу). У кого к концу поединка в руках окажется больше крапивы, тот и победил. Фирменный знак фестиваля, изображенный на гербе уездного города с 1778 года, здесь называют олицетворением жизнелюбия и стойкости, силы и способности к возрождению.

Без новостроек и… дорог

Миссия фестиваля, определенная еще в момент его создания в 2002 году,— возрождение бывшего уездного города через культуру и событийный туризм. Для популяризации действа с тех пор сделано немало, в этом году Крапивна приняла рекордное количество туристов. Но что сделано для самого села?

— Крапивну знают и любят, филиал нашего музея здесь живет полной жизнью: постоянно проходят выставки, музей посещаемый, он включен в школьные экскурсионные маршруты,— говорит директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.— Лично мне в Крапивне нравится именно то, что она остается неизменной — со своей тихой и размеренной жизнью, без новоделов и новостроек. Конечно, многие здания, хранящие историю, требуют реставрации. Это большая программа, для которой нужны инвесторы и помощь государства. Боюсь сглазить, но, кажется, одна из жемчужин Крапивны — дом с колоннами — скоро войдет в программу реставрации министерства культуры. Надеюсь, что вот такими небольшими шагами мы будем продолжать возрождение уездного города. Сделана дорога, ведущая в Крапивну, но многие улицы, в том числе и та, где стоит музей, требуют ремонта…

Возрождают в Крапивне не столько здания, сколько истории проживавших здесь семей. На фестивале сделали огромную стену, к которой прикрепляли портреты, фотографии и листы с именами жителей уездного города К. Получился своеобразный местный «Бессмертный полк» крапивенцев из прошлого.

В этом году гостями фестиваля стали журналисты, представители туристических агентств и просто интересующиеся историей и путешествиями люди из Москвы, приглашенные фондом развития малых исторических городов «Настоящая Россия». Этот проект не раз посещал Тульскую область, эксперты бывали в разных уголках региона, где оценивали туристический потенциал и давали советы по его развитию.

На фестиваль москвичи прибыли на специальном ретропоезде, который остановился на станции Козлова засека. Там состоялась первая экскурсия, после чего гости переместились в Крапивну, фотографируя все вокруг.

— Очереди у вас тут большие. Как и не в сельском магазине оказался,— прокомментировала одна из пассажирок ретропоезда.

Бизнес по-крапивенски

Действительно, в фестивальный день во всех магазинах Крапивны царил ажиотаж. Начало дня было жарким, поэтому раскупали воду и мороженое, в ход шли чипсы и сухарики. Единственное, чего нельзя было купить в этот день ни в одном магазине,— алкоголь. Все попытки уломать торговцев, а они случались, оставались тщетными. Впрочем, автор этих строк в сетевом супермаркете наблюдал и такую картину: к мужчине, задержавшемуся у прилавка с горячительным, подошли двое парней, явно из местных.

Что-то ищете? — спросил один.— Если надо, найдем. Только быстрее решайтесь, а то скоро кончится…

Так крапивенцы придумали для себя нехитрый способ заработать в праздничный день.

На главной площади, прямо напротив фестивальной сцены, выросли шатры с традиционным для всех гуляний ассортиментом: на все село пахло шашлыком! Справедливости ради, фестивальный общепит в этом году был более разнообразным. Работали даже два модных фудтрака (автомобиля с едой) из Тулы и Рязани, где гостям предлагали японскую лапшу вок, бургеры и блюда на гриле.

Солнечная погода во второй половине дня сменилась-таки дождем. И это даже никого не удивило, ведь все годы, что проходит Фестиваль крапивы, на нем идет дождь.

— Крапива без дождя не растет,— шутили организаторы, которые в этом году даже перенесли фестиваль ближе к началу лета в надежде поймать хорошую погоду. Не вышло.

Впрочем, даже под ливнем в Крапивне зажигали смельчаки, ведь музыкальная составляющая на фестивале — одна из важнейших. В этом году выступления на главной сцене закрывали исполнительница Инна Желанная, коллективы ½ Оркестра и GuruGrooveFoundation. Тут уж ни местных жителей, ни гостей фестиваля было не остановить.

Наши партнеры
Реклама