У крапивенского храма и петергофских фонтанов — один автор
27 мая 2016 00:00
Автор: Максим ХЛАНТА
Фото: из архива автора
22 мая, на Николу весеннего (в день памяти перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари), в старинном уездном городе Крапивна отпраздновали
«Послужити строителем»
До второй половины XVIII века все пять церквей Крапивны были деревянными. Самой древней среди них была Никольская. Храм во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святых мучеников Флора и Лавра был известен уже в 1616 году. Принято считать, что это первое упоминание о существовании прихода и самого храма.
До 1759 года церковь была деревянной и уже стояла на нынешнем месте. Строительство каменного храма шло на протяжении пяти лет. Основной вклад в это внес тульский купец Герасим Стефанович Сушкин, «сподобившийся,— как он писал в прошении,— послужити на гроб родителя своего, строителем». Грамота на строительство храма приходу была дана правящим архиереем преосв. Порфирием. В мае 1764 года по благословению преосв. Феодосия архимандритом Тульского Предтеченского монастыря Иларионом было совершено освящение новопостроенной церкви.
Проект храма был составлен архитектором Иваном Бланком. Он известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном Селе, фонтанов «Шахматная гора» и «Римские фонтаны» в Петергофе. Вскоре его детищем стал и
В географическом описании 20 губерний Российской империи Филипп Генрих Дилтей отмечает, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. Именно новопостроенная Никольская становится таковой после упразднения Троицкого монастыря и установления его церкви в качестве приходской для селян из слобод Крапивны.
В начале XIX века Крапивна начинает разрастаться в своих границах, территориально увеличивается площадь городских слобод и прилегающих деревенек. Растет и число прихожан городских храмов. Поэтому в 1821 году прихожане просили у правящего епископа Авраама благословения пристроить к Никольской церкви два придела: на правой стороне — во имя Покрова Божией Матери, а на левой — во имя Алексия, митрополита Московского. Кроме того, прихожане, в числе которых были и богатые крапивенские купцы
Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от епископа Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 году, была построена высокая каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой — 107 пудов).
Кроме внешнего нарядного убранства, храм издревле отличался и своим внутренним украшением. Богатый позолоченный иконостас упоминается в храмовых записях середины XIX века, он сохранился до наших дней практически неизменным. К середине позапрошлого столетия на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 фунтов серебра 84 пробы и более 14 фунтов низшего достоинства.
Отстояли храм
После 1917 года началась реализация планомерной антицерковной программы власти. Коснулась она и Крапивенского уезда, затем преобразованного в район. К концу
Тяжелым испытанием для прихожан
В сложные годы советской власти, в период хрущевских гонений храм несколько раз собирались закрыть. Очередная попытка была предпринята властями в 1961 году и на протяжении нескольких последующих лет — ввиду того, что в районе был еще один действующий храм Николая Чудотворца — в п. Кочаки. Однако стараниями настоятеля храма закрытия церкви в
Никольский храм в безбожное советское время только один уцелел среди пяти церквей Крапивны, и на его настоятеле лежала большая ответственность: сохранить этот значимый культурный памятник, непоруганную святыню. Позже Постановлением Совмина РСФСР 1969 года Никольскому храму п. Крапивна присвоен статус памятника архитектуры всесоюзного значения.
Самым сложным в тот период было найти компромисс с властью, которая перешла от активного богоборчества к позиционному противостоянию. Крапивенский приход являлся одним из самых тяжелых по его внутренней обстановке. Районный партийный аппарат вел наблюдение за состоянием жизни на приходе. Главной задачей о. Серафима было наладить контакт с местными органами власти для того, чтобы спокойно окормлять паству своего прихода, в состав которого входила большая часть Щекинского района. Более 30 лет отдал о. Серафим служению в
В
В XXI веке происходит новое рождение храма — начинаются полномасштабные ремонтные работы. С 2010 года это легло на плечи молодого и активного настоятеля о. Владимира Роста, который стал достойным продолжателем дела своих предшественников. Местные жители с радостью оказывали посильную помощь в таком благом деле, как ремонт храма. Труды по улучшению благолепия в
В настоящее время служба в церкви регулярно совершается в субботние, воскресные и праздничные дни. Храм открыт каждый день для прихожан, постоянно происходит требоисправление. Основа прихода