Воскресенье 20 сентября

Всё могут патрули

Назад

20 Мая 2016 00:00

 0
Право/Происшествия/Криминал

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: Кирилл РОМАНОВ

Работа скрытых экипажей ГИБДД, работающих на гражданских машинах, засекречена. Однако в Тульском областном управлении согласились слегка приподнять завесу тайны и разрешили корреспонденту «Молодого коммунара» подежурить немного с «патрулем-невидимкой».

Они не любят «светиться» на страницах газет не потому, что очень скромные. Просто основная их задача — застать нарушителей ПДД врасплох. Поэтому главные условия участия в этом рейде были простыми — не фотографировать лица сотрудников и не называть ни марку машины, ни данных инспектора.

Глядят в оба

Обыкновенная машина скользит в плотном утреннем транспортном потоке тульских улиц. На автомобиле — ни мигалок, ни опознавательных знаков. Распознать его среди остальных участников движения невозможно. Единственное отличие — водитель в полицейской форме и мощное видеооборудование с монитором, установленное на панели приборов.

— С помощью этого оборудования мы можем продемонстрировать водителям запись их нарушения. Большинство «идет в отказ», пока не посмотрит видео. Несмотря на то, что видеозапись не является прямым доказательством в суде, она часто используется как дополнение к словам инспектора,— рассказывает Александр, инспектор, работающий в составе скрытого патруля.— Эта камера помимо простой видеозаписи может еще и скорость фиксировать. Самые частые нарушения, с которыми приходится сталкиваться в работе,— разговор по телефону за рулем, «непропуск» пешехода или проезд на запрещающий сигнал светофора. Кстати, сейчас мы и отправимся на такой перекресток — водители там постоянно проезжают на «красный»…

Перекресток ул. Советской и Красноармейского проспекта. Транспортный поток практически в любое время суток достаточно плотный. Многие автолюбители с улицы Советской поворачивают на мигающую зеленую «стрелку», не все успевают. По словам инспектора, особенно грешат этим водители маршрутных такси. Наиболее часто фиксируются нарушения утром и вечером, когда туляки спешат на работу или домой, а водители маршруток пытаются собрать больший «урожай» пассажиров.

Суть работы патрулей-невидимок проста — традиционный экипаж ГИБДД «разбивается» на две машины, первый на оперативной «скрытой» машине занимает позицию непосредственно около мест наиболее частых нарушений, а немного дальше этого места встает второй — уже на патрульной машине с опознавательными знаками и «мигалкой»…

Командир, только пассажиров выпущу

Не успели машины занять позиции, как уже первая маршрутка, не успевая проскочить на мигающий «зеленый», поворачивает на красный. Александр еще раз проверяет по камере, не было ли здесь простого «завершения маневра», и берется за рацию, диктуя напарнику номер нарушителя. Короткое «остановил» в ответ. И уже через 5 минут просьба подъехать с видеозаписью — водитель не согласен с нарушением.

Подъезжаем, Александр снимает камеру со штатива и садится в патрульную машину. Пока они обсуждают детали нарушения и пересматривают запись, проходит около 10 минут — в маршрутном такси томятся люди, показывая знаками водителю, что неплохо было бы их выпустить из машины — открыть автоматическую дверь самостоятельно не получается. Наконец пассажиры на свободе, а водитель вновь садится в патрульную машину, теперь для заполнения протокола. Сейчас ему грозит штраф в 1000 рублей. Если он еще раз совершит подобное правонарушение, то уже лишится водительского удостоверения либо выплатит штраф в 5000 рублей. Обнулится эта статистика «первого нарушения» только через год.

Интересуюсь, не опасаются ли инспекторы гнева пассажиров, останавливая забитые под завязку маршрутки в часы пик.

— А что делать? Закон есть закон,— пожимает плечами Александр.— Более того, скажу, что при таких остановках мы нередко выявляем и сопутствующие нарушения, например нарушение правил перевозки пассажиров. А в случае с обычными водителями — отсутствие водительского удостоверения или вождение в нетрезвом виде…

В среднем за смену удается выявить около 10 правонарушений. Столь небольшую цифру объясняет долгая работа с остановленными водителями — предоставление доказательств, профилактическая беседа, составление протокола.

Пока водитель маршрутного такси, день которого не задался с самого утра, расписывается в протоколе, мы возвращаемся на первоначальную позицию. Сразу же после нажатия кнопки записи в объектив попадает «форд», который поворачивает под погасшую «стрелку». Снова в рации звучит короткое «остановил», и мы с доказательной базой в виде видеозаписи выдвигаемся к патрульной машине.

Водитель сразу признается в содеянном и подписывает протокол. Пока ведется оформление документов, транспортный поток редеет, да и патрульная машина уже примелькалась на улице, поэтому наступает время менять место дислокации. Куда инспекторы поедут дальше — секрет, и в дальнейшей оперативной работе журналисты лишние. По словам сотрудников ГИБДД, на «невидимку» водители могут наткнуться где угодно, но предпочтение отдается самым оживленным перекресткам города.

Задача — пресечь

— Смена у меня длится 12 часов, в темноте стараемся не работать, четкость картинки у камеры «страдает» — здесь на дороги уже выходят обычные патрули,— рассказывает о своей работе Александр.— Плана, так называемых «палок», по нарушителям у нас нет. Нам все-таки в первую очередь важна безопасность тульских дорог, а не количество выписанных штрафов…

Эффективность работы «скрытых» патрулей показывают цифры. Только с начала апреля — времени, от которого ведется официальная статистика,— «невидимками» выявлено более 150 грубых нарушений правил дорожного движения. В их числе: 26 выездов на встречную полосу, 24 проезда перекрестка на запрещающий сигнал светофора, 27 человек привлечены к ответственности за нарушение правил перевозки детей или пассажиров и т. д.

— «Скрытые» патрули — это такая же часть комплекса мероприятий, призванных сделать наши дороги безопаснее, как и средства автоматической фиксации скорости,— рассказывает начальник контрольно-профилактического отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Тульской области Владимир Исаев.— При этом скрытый патруль обязан сообщать о любых фактах нарушений, будь то проезд на красный свет или разговор по мобильному телефону за рулем. Любой полицейский должен пресекать любое нарушение правил. Таков закон…

Несмотря на то, что такой термин, как «опасное вождение», еще не утвержден и наказания за него не предусмотрено, на лихачей инспекторы на автомобилях-»невидимках» обращают особое внимание, поскольку за непредсказуемыми маневрами часто следуют сопутствующие нарушения — невключенный «поворотник» или выезд на встречную полосу.

— Если есть возможность самому остановить, стараюсь это сделать. Либо, когда на светофоре остановится, подхожу к водителю или из машины знаками призываю остановиться. Человек же видит, что инспектор за рулем при исполнении — в форме, с жетоном — останавливаются. Если игнорируют — передаю данные нарушителя на ближайший пост ДПС или патрульной машине, находящейся поблизости,— рассказывает Александр.

В тульском управлении ГИБДД подчеркнули, что все сотрудники «скрытых патрулей» ДПС выходят на работу в служебной форме. За порядком на дорогах в Туле следят 3–5 машин-»невидимок» — их количество зависит от дорожной ситуации.

Наши партнеры
Реклама