Гуманитарии — люди не лишние

Назад

29 апреля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: prof.eduprof.ru

Профессия «социолог» или «политолог» для уха среднестатистического обывателя звучит примерно как «астролог», а то, чем они занимаются, представляется как гороскоп. С чем категорически не согласны в Институте гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета.

Чтобы доказать это, директор института Ирина Батанина пригласила корреспондента «Молодого коммунара» в храм гуманитарных наук — на кафедру социологии и политологии. Здесь царит творческая атмосфера, студенты и преподаватели все время ищут, что бы еще поизучать. Тематика — от всеобъемлющих исследований проблем многоквартирных домов до узкоспециализированного изучения отдельных сегментов рынка. Заказчиками выступают как правительство региона, так и многие тульские коммерческие организации. Но даже если нет конкретного заказчика, исследования проводятся все равно — в научных целях.

Выпускники «не залеживаются»

— В этом году нашему институту, который ранее был гуманитарным факультетом, исполнится 20 лет,— рассказывает Ирина Батанина.— За это время наши студенты неплохо себя зарекомендовали у работодателей, и после выпуска проблем с поиском работы, как правило, не бывает. Во-первых, потому, что специальности наших выпускников многогранны и востребованы даже в смежных профессиях, а во-вторых, рынок труда, который постоянно меняется, требует все больше высококвалифицированных гуманитариев…

В то время когда студенты других специальностей уже с первых курсов начинают «набивать руку», устраиваясь работать на профильные предприятия со свободным графиком посещения лекций, на кафедре социологии и политологии такую практику не жалуют — сильно страдает учеба.

— Приходится бороться с тем, что ребята идут работать сразу же после поступления на первый курс,— вздыхает Ирина Батанина.— Да, они начинают неплохую карьеру с помощников депутатов и сотрудников аналитических центров, но при этом упускают целый пласт важных теоретических знаний, поскольку работодателю важно, чтобы его сотрудник постоянно находился на месте. А достаточную практику студенту мы можем дать и сами — очень много внимания мы уделяем проведению мастер-классов и тренингов. И, уверяю, к выпуску каждый наш студент может самостоятельно изучить общественное мнение или, к примеру, посчитать рейтинг медийной персоны…

Лоббист — это не ругательство

Нередко научная работа настолько увлекает, что выпускник остается работать на кафедре, жертвуя политической карьерой. Сергей Муращенков — доцент, кандидат полических наук, заместитель директора института по научной работе — именно из тех студентов, для которых наука стала основной сферой деятельности.

По его словам, тема для научной работы, которая определяет на ближайшие четыре года дальнейший характер учебных исследований, выбирается зачастую уже на первом курсе.

— Я выбрал такую тему, как лоббизм. Сначала написал курсовую работу, которая очень понравилась преподавателям. После первого успеха решил не оставлять наработки в этом «урезанном формате» и продолжил исследования, которые вылились уже в дипломную работу, а дальше и в кандидатскую диссертацию,— рассказывает молодой ученый.— Нередко студенты выбирают себе тему для исследований уже во время лекций, просто «зацепившись» за заинтересовавшую их проблематику. Как показывает практика, в дальнейшем это определяет их дальнейший как научный, так и профессиональный путь…

Но бывает наоборот — практическая работа подсказывает тематику научной работы. Так, студентка 5-го курса института Надежда Супрун в качестве дипломной работы готовит исследование, касающееся партийной системы региона. Идея пришла во время практической работы с активистами одной из крупных политических партий.

— Темой для исследования я выбрала взаимодействие политических партий,— рассказывает студентка.— Суть исследования в том, что в первую очередь я опиралась на мнение не партийных функционеров, а простых граждан, выясняя, что именно они ждут от партий. Рекомендации, которые будут выработаны после завершения научной работы, смогут существенно повысить эффективность партийной работы. То есть мое исследование имеет вполне конкретное применение. Я, конечно, сомневаюсь, что это станет сенсацией, да и о славе не задумываюсь. Я хочу, чтобы мое исследование принесло пользу людям…

Автомат Калашникова, медведь и валенки

Одним из последних исследований лаборатории социально-политического исследования ТулГУ стал анализ патриотических настроений молодежи в регионе для формирования рекомендаций по проведению молодежной политики. В исследовании приняло участие 900 молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет из 26 муниципальных образований. Исследование охватывало довольно широкий спектр тем, так или иначе связанных с проявлениями патриотизма.

Так, у порядка 65–70% из 900 опрошенных туляков символ государства ассоциируется с гербом, гимном и флагом. Но довольно большая часть ребят, 20%, в качестве «визитной карточки» России назвало такие художественные образы, традиционно ассоциирующиеся с Россией, как береза, автомат Калашникова, Петр I, медведь, валенки и тульский самовар.

Патриотами своей страны назвали себя 87% опрошенных. При этом большая часть респондентов объясняли свою позицию эмоционально — «я просто люблю Россию». 36% ребят согласились бы покинуть страну и переехать за границу на постоянное место жительства. По словам разработчиков исследования, аргументировали молодые люди свое желание эмигрировать более высоким качеством жизни за рубежом и большими возможностями для самореализации.

В ответ на вопрос: «Какое событие Вы бы назвали самым знаковым в истории нашей страны?» — 60% респондентов выбрали победу в Великой Отечественной войне.

По итогам работы выработаны рекомендации по проведению дополнительной воспитательной работы с молодежью.

Кстати, по мнению директора института, разрешение конфликтов — межгосударственных, межэтнических, социальных, которых все больше в нашем мире, ляжет в итоге на плечи именно социологов.

Никита СКОРИКОВ.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных