Развод с УК

Назад

15 апреля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: respublika`11.ru

Управляющих компаний с действующими лицензиями в Тульской области — 169 (по данным ГИС ЖКХ). Казалось бы, есть из чего выбирать. Но на практике нередко оказывается, что хрен редьки не слаще.

Новые «управленцы»

После введения в прошлом году лицензирования деятельности управляющих компаний ряд УК, работавших в регионе, необходимую процедуру не прошли. Среди них были и 4 крупнейшие тульские компании, некогда входившие в ООО «УК-групп», управлявшие львиной долей МКД во всех районах областного центра.

«Осиротевшие» дома передали сначала во временное управление, а жителям предложили в авральном порядке выбрать новую УК из тех, которые к тому времени уже появлялись как грибы после дождя. В течение нескольких месяцев, правда, ситуация утряслась, голосования прошли в большинстве домов, и к управлению МКД приступили новые компании.

— Нашу новую УК нам посоветовали выбрать жители домов, которыми она до этого управляла,— рассказывает Наталья Матвеева, старшая одного из домов на ул. Халтурина в Туле.— У компании было тогда 15 домов и хороший рейтинг, поэтому мы вместе с соседями по улице, всего было шесть домов, выбрали эту УК, хотя на наши пятиэтажки претендовали и другие…

Новые «управленцы» повесили на подъездах объявления с благодарностями за выбор, потом появились красивые доски объявлений, таблички с номерами квартир. Управляющая компания завела Твиттер, в котором отчитывалась о работе, открыла «горячую линию» для обращений граждан. Вот только от личного общения со старшими по домам руководство старалось воздерживаться.

— За полгода в компании сменилось четыре техника, которые работали на нашем доме, и три экономиста,— продолжает Наталья.— Начали появляться мелкие недоработки. Я просила отремонтировать порожки на входах в подъезды, так эту работу начали в ноябре, когда уже встали морозы и цемент не застывал. По правилам специалисты УК должны дважды в год проводить осмотр дома, составлять дефектную ведомость. В осенне-зимний период этого не было сделано…

Таких «мелких недоработок» старшие по домам нам перечислили с десяток. Опрессовку отопления пришли делать в июле без предупреждения. Воду, стоявшую в подвале одного из подъездов, не могли откачать аж семь месяцев. А с банальными лампочками в подъезде так и вовсе вышла целая эпопея.

— Лампочка стоит в магазине 17 руб., а если брать оптом, то, наверное, еще дешевле. В отчетах УК оказалось, что в наши подъезды вкручивали лампочки по 54 руб. каждая, из которых 20 — это «накладные расходы». Интересно, на что они «накладываются»? — недоумевает старшая по дому Галина Кожурова.

«Вам к Василь Василичу»

Прежняя «управляшка», конечно, тоже идеальной не была, но несколько светлых моментов жители пятиэтажек в Советском районе все-таки вспоминают.

— У нас были хороший дворник и слесарь, которых я попросила трудоустроить в новую УК,— говорит Н. Матвеева.— Там согласились — слесарь непьющий, золотые руки. Но как только он стал там работать, так мы перестали его видеть. Хорошего специалиста гоняли по всему городу, по всем домам, которые обслуживала компания. В результате в «родной» дом он пришел только спустя четыре месяца. А дворника в УК «не потянули», сказали, что его зарплата не укладывается в их тариф по содержанию жилья. Володя по-прежнему работает, но в графе «содержание придомовой территории» мы ушли в минус…

Посмотрев отчет о выполненных работах и услугах, жители, мягко говоря, сильно удивились: в графе «Итого» оказались отрицательные суммы. Причем если в одном доме минус «всего» 16 тыс. руб., то в других всплывали долги по 40–50 тысяч.

Несколько дней автор этих строк пытался связаться с директором УК, которую мы решили не называть в этом материале. Василий Васильевич находился то на совещаниях, то на выездах. «Домов-то много»,— объясняли секретари. Я просил оставить ему записку, говорил, что разговор очень важный, но звонков не было. Выловив на одном из совещаний в «белом доме» замдиректора, хотел задать вопросы ему, но получил строгий ответ: «Вам к Василь Василичу».

В один из дней удалось соединиться с экономистом управляющей компании. Алексей сумел объяснить, что жители оказались должны УК за проведенный ремонт и содержание инженерных коммуникаций:

— В осенне-зимний период работ, а следовательно, и затрат больше. Расконсервация отопительной системы, ремонт труб, которые в старых домах рвутся. Летом и весной таких работ меньше или их нет, поэтому деньги на эту статью не направляем…

Лета жители ждать не стали, а решили действовать сейчас: написали заявления в Госжилинспекцию, прокуратуру и другие контролирующие органы, а также провели собрания по вопросу смены УК. Большинство собственников проголосовали за новую компанию или, скорее, за то, чтобы уйти от старой. Собрания признаны состоявшимися, а решение — принятым. УК, правда, не сдается: в почтовые ящики жителей упали листовки с угрозами, что если они уйдут, то дом «опять окажется в болоте».

Менять УК хоть каждый день — больше не получится

Как рассказали «Молодому коммунару» в Госжилинспекции по Тульской области, если собрание прошло без нарушений, признано состоявшимся, а решения приняли более 50% собственников, то оспорить его уже никто не сможет.

— Управляющая компания, работающая в доме, может инициировать собрания только в рамках договора управления: чтобы принять решение о проведении тех или иных работ, собрать деньги на что-то, отчитаться о сделанном,— объясняет начальник ГЖИ Алексей Бирюлин.— Собственники же, причем любой из них, могут инициировать собрание в любой момент, поставив на нем вопрос о способе управления домом, выборе конкретной УК и ставки содержания жилья…

«Управляшку» сейчас можно менять хоть каждый день, главное — чтобы развод был цивилизованным, то есть собрание прошло по всем правилам и большинство высказались «за».

— Есть такие лакомые дома в Туле, за которые УК борются, постоянно перетягивая их. Разные инициативные группы собственников собирают собрания, решение принимается — и начинается чехарда с квитанциями, обслуживанием и т. д.,— продолжает А. Бирюлин.— С 1 января 2017 года менять УК можно будет не чаще одного раза в год. Мы считаем это решение правильным, потому что люди будут понимать, что в течение года они платят данной конкретной компании, а сама «управляшка» успеет себя проявить…

Руководители управляющих компаний законодательную инициативу одобряют, считая, что она защитит их от недобросовестной конкуренции.

— У нас было несколько случаев, когда дома пытались увести, распространяя не соответствующую действительности информацию. Мы их отбили, но конкуренция действительно высока, а жители готовы поверить практически любому слову, ведь идеальных управляющих компаний не существует,— комментирует директор одной из тульских УК Алиса Толкачева.

Ажиотаж по поводу переходов туда-сюда — это пена, которая, по ее мнению, спадет, однако желающих управлять хорошими (читай: новыми или капитально отремонтированными) домами меньше не станет, тем более что получить лицензию и открыть свою УК не так сложно.

— Выучил 200 вопросов, сдал квалификационный экзамен — и иди, обслуживай дома,— говорит Толкачева.— Когда нечего сказать о себе, такие компании начинают говорить о других. И чаще всего говорить плохо…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных