Воскресенье 29 ноября

Вам «шашечки» или ехать?

Назад

15 Апреля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Из архива "Молодого коммунара"

Наталье Михайловне позвонила сестра, сообщила, что попала в больницу, и попросила привезти кое-что необходимое. Успеть до окончания приемных часов можно было только на такси, однако, заглянув в кошелек, Наталья Михайловна обнаружила, что из наличности у нее — мелочь и пятитысячная купюра.

Надо договариваться

Женщина позвонила в службу такси и честно предупредила диспетчера о том, что может расплатиться только крупной банкнотой, то есть у водителя должна быть сдача, или, в крайнем случае, она разменяет пятитысячную по дороге, в каком-нибудь магазине. Каково же было изумление Натальи Михайловны, когда минут через десять ей перезвонила диспетчер, извинилась и сказала, что машина не придет: никто из водителей не хочет к ней ехать — никому не нужны лишние хлопоты…Тулячка набрала номер другой фирмы, на этот раз о крупной купюре не сообщила. В результате деньги пришлось менять в супермаркете, расположенном напротив больницы. При этом Наталья Михайловна вынуждена была всю дорогу слушать ворчание водителя: мол, все богатые стали, а двухсот рублей найти не могут… Женщина возмутилась: «Вы предоставляете услуги, я их оплачиваю. И это вы обязаны позаботиться о том, чтобы у вас была сдача. Разве я не права?»

— Законодательство в сфере защиты прав потребителей никак не регулирует этот вопрос,— комментирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— Проблему нужно решать по договоренности: притормозили у магазина, разменяли — и рассчитались…

Увы, по договоренности получается не всегда, и не только в такси. Российские банки настаивают на тотальном внедрении безналичного расчета, зарплату в большинстве организаций перечисляют на карточки. При этом картой расплатиться можно далеко не везде, а получая деньги в банкомате, можно бесконечно нажимать на кнопочку «мелкими» или «разными», он предпочитает выстреливать пятитысячными. Читательница «Молодого коммунара» Инна Васильевна позвонила в редакцию и рассказала о том, что ей не смогли дать сдачу с пятитысячной купюры в 10 часов утра в одном из магазинов крупной тульской сети. При том, что сумма ее чека была крупной — 2700 рублей…

На самом деле вопрос о наличии сдачи — не самый болезненный для пассажиров такси. Недавно в отдел защиты прав потребителей позвонил мужчина и пожаловался на одну из тульских фирм: он вызвал машину, при этом был уверен, что для такси бесплатное время ожидания — 10 минут. «А у нас пять»,— заявил таксист и потребовал за просрочку полтинник.

— Всю информацию, касающуюся условий предоставления услуг, потребителю должны сообщить заранее, а не постфактум,— подчеркивает Ольга Елистратова.— В СМС или телефонным звонком диспетчер мог бы сообщить не только номер подъехавшего автомобиля и стоимость поездки, но и время бесплатного ожидания, а также стоимость минуты превышения этого времени…

А был ли диван?

В феврале 2009 года Правительство РФ утвердило Правила перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Они действуют до сих пор, но работают, мягко говоря, плохо. Потому что отстали от реальной жизни. Сегодня выигрывают конкуренцию на рынке фирмы, которые официально услуги такси не оказывают. В Туле, например, весьма популярно предприятие, зарегистрированное как колл-центр в другом городе: оно выполняет диспетчерские функции, а пассажиров перевозят тульские водители, причем большинство из них — не профессиональные таксисты, просто подрабатывают время от времени… Ну и к кому тут предъявлять претензии? А что будет, если в Туле активизируется Яндекс-такси?

Вот и получается, что Правила перевозки мало кто соблюдает. Вы когда-нибудь при расчете получали от таксиста кассовый чек или квитанцию строгой отчетности? А он, между прочим, обязан их выдавать. Часто ли вам приходилось видеть такси с размещенной в салоне информацией о фирме, сведениями об условиях оплаты, визитку с фотографией водителя, а также контактные телефоны организации, обеспечивающей контроль за пассажирскими перевозками? И насколько велик процент работающих в такси-бизнесе автомобилей, оборудованных оранжевым фонарем и украшенных «шашечками»? А ведь все это тоже прописано в Правилах.

А вообще-то почитать этот документ полезно: там много забавного. Например, о перевозке домашних питомцев. Согласно Правилам, собачку в такси везти можно, но только в наморднике, на поводке и с подстилкой. А мелкие животные и птички имеют право ехать в такси только в клетках (корзинах, коробках, контейнерах), причем с глухим дном.

Что же касается грузового такси, то здесь все немного проще. Как правило, перевозками багажа занимаются не виртуальные, а реальные фирмы. При фрахтовании машины вам надо в обязательном порядке составить коммерческий договор и указать в нем все вещи, которые вы перевозите. Иначе может случиться история, как у жителя Щекино Андрея К. Он переезжал на новую квартиру и вызвал грузовое такси. Когда машина с мебелью прибыла на место, в ней почему-то не оказалось дивана. «Перевозчики утверждают, что дивана там изначально не было. Ну как не было, если я сам его в машину затаскивал?» — сокрушается Андрей…

Книги и БАДы возврату не подлежат

«Недавно заказал шкаф-купе. В тексте договора было указано: доставка до подъезда — 250 рублей, при доставке в квартиру — 100 рублей за этаж. Я живу на втором этаже, решил, что это вполне нормальная цена. Когда привезли шкаф, грузчики сообщили, что на самом деле в договоре написано не 100 рублей этаж, а „от 100 рублей“. Я посмотрел повнимательнее и обнаружил, что предлог „от“ действительно есть, но его трудно заметить — прямо на него поставили печать. За подъем на второй этаж с меня взяли тысячу рублей! Грузчик сказал, что за сто рублей он разве что табуретку понесет…» (Александр Полуянов).

— Это административное нарушение,— утверждает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.— Продавец услуг обязан заранее предоставить клиенту полную информацию о стоимости услуг. Формулировка «от такой-то цены» некорректна, так что вы можете написать письменную претензию руководству предприятия или обратиться в суд…

* * *

«На днях купила книгу моей любимой писательницы — автора детективов. Увидев в книжном магазине новое название под табличкой „новинка“, очень обрадовалась. А когда пришла домой и начала читать, обнаружила, что это старый роман, который у меня уже есть, но только выпущен другим издательством и под другим названием. Хотела вернуть книгу, а магазин не взял» (Татьяна Васильевна).

— В данном случае магазин прав,— говорит Надежда Андрианова.— Правила продажи относят книги к категории товаров, не подлежащих возврату и обмену, если они надлежащего качества. И не только книги. В список также входят брошюры, альбомы, картографические издания, буклеты, календари, издания на видео- и аудионосителях, то есть на кассетах и дисках. А вот периодические издания — например, газеты и журналы — обменивать и возвращать разрешено.

Но в вашей истории, возможно, присутствует другое нарушение — намеренное введение в заблуждение. Скорее всего, название изменено для того, чтобы повысить продажи. Можно попробовать вчинить иск издательству или автору книги (без ее разрешения изменить название книги нельзя), но хочу предупредить: запаситесь терпением, потому что разбирательство будет очень трудным.

* * *

«Наслушалась советов подруг и решила купить в аптеке чай для похудения… А чай дорогой — около полутора тысяч. Зашла в аптеку, купила, отошла от окошка и пришла в себя — поняла, что сделала глупость. Хотела вернуть обратно — ведь и чек есть, и упаковка не вскрыта. Мне сказали, что нельзя…» (Ольга).

— Биологически активные добавки — а ваш чай принадлежит к категории БАДов — не подлежат обмену и возврату,— подчеркивает Надежда Алексеевна.— Аналогичная ситуация и с лекарствами. При этом особенно жаль бабушек. Иногда наблюдаешь, как они пытаются вернуть лекарство в аптеку. Случаи ведь бывают разные: купила две упаковки, а понадобилась одна или, например, поверила рекламе, а потом передумала — а ведь лекарства сегодня очень дорого стоят. Обидно, но что поделаешь: закон есть закон.

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама