Понедельник 28 сентября

Как уберечь ребенка от беды

Назад

08 Апреля 2016 00:00

 1
Общество

Фото: rg.ru

Тема детских самоубийств в обществе несколько табуирована. Ее не обсуждают в качественных и социально ответственных СМИ — считается, что это повлечет за собой череду подражаний. Но молчание тоже не выход. Трагедия, недавно потрясшая Тулу, и не только Тулу,— еще одно тому подтверждение. Поэтому мы обратились к специалистам и задали им всего один вопрос: «Как уберечь детей от суицидальных настроений?»

Сергей Перов, заместитель директора Тульского центра психолого-медико-социальной помощи:

— По исследованиям, которые проводились в Туле, 3% детей предпринимали попытку суицида или имели намерение ее совершить. Всегда существует некий процент детей и подростков, у которых есть такая предрасположенность — генетическая или гормональная. Но подросток может решиться на самоубийство и в состоянии аффекта, ведь у каждого человека — свой уровень стрессоустойчивости. Стресс может быть связан с внутрисемейными отношениями, с личной жизнью. Нередко — с попаданием в секту или в какую-либо социальную группу.

Также сегодня весьма распространена форма социального влияния через интернет. По нашим исследованиям, 94% тульских детей имеют дома нерегламентированный выход в Сеть, и только немногим более 40% родителей контролируют этот процесс. При этом заходят в интернет с учебными целями только 26% ребят, остальные, что называется,— в свободном плавании… А что творится в соцсетях, сами знаете…

Как уберечь ребенка? Главный рецепт и для родителей, и для педагогов — общение с ним должно быть замешано на открытости, доверии и искренности. Поверьте, наши дети лучше, чем мы, взрослые, знают, как надо себя вести, чтобы выглядеть «правильно», чтобы быть социально одобряемым. Трагическая ситуация с погибшими школьницами это подтверждает: ведь все взрослые, которые их знали, говорят о том, что девочки казались абсолютно благополучными…

Надо проявлять искренность, подлинный интерес к ребенку — и тогда он вам расскажет, чем живет, что его волнует. А родители нередко живут своей — профессиональной, личной — жизнью, и не всегда им хватает времени и сил на настоящее общение с детьми, на то, чтобы вникать в детали.

Еще одна важная проблема, о которой необходимо сказать в связи со случившимся. Родители должны понимать, что с 12 лет ребенок перестает ориентироваться на взрослых, как раньше. Главным ориентиром становятся сверстники. Дети уходят от взрослых и начинают организовывать свою социальную жизнь, свою подростковую субкультуру и инфраструктуру. Ничего здесь не поделаешь, так устроена жизнь. А многие родители продолжают директивно общаться с ребенком — и, естественно, теряют с ним контакт. В этот период очень важно научиться говорить с детьми по-другому. И, конечно, при наличии тревожных сигналов обращаться к детскому психологу. А в арсенале наших специалистов есть психотехники, которые помогают справляться с самыми разными проблемами…

Александр Душкин, директор центра профилактики социального сиротства, постинтернатной адаптации и социального сопровождения детей-сирот «Перспектива»:

— В подростковой среде тема суицидов всегда популярна — это грань между возможным и невозможным. По опыту знаю: выявить группу риска крайне сложно, как и невозможно решить проблему в отдельно взятом образовательном учреждении — коммуникации в молодежной среде более активны, чем у взрослых. Не будет эффективным и простое выявление виноватых и озвучивание причин, а не их глубокое изучение.

Всплеск суицидальной активности наблюдался в 2009–2011 годах, после чего были предприняты значительные меры для профилактики: созданы психолого-педагогические службы, службы примирения, открыты «телефоны доверия» для детей и подростков. Но когда происходят случаи, подобные тому, что был в минувшие выходные, это означает, что система дает сбой и ее нужно дорабатывать. Наш центр включен в работу по профилактике, и сейчас предстоит провести большой анализ, чтобы понять, почему произошла трагедия.

За годы работы мне не раз приходилось сталкиваться со случаями подобного поведения детей, с угрозами покончить с собой, я не раз разговаривал с ребятами об этом. Как правило, их слова оказывались демонстрацией, бравадой. У ребят в социальных учреждениях даже есть свои особые метки: с помощью спичек они делают у себя на руках насечки, которые затем выглядят, как шрамы на венах. Этот знак в их среде означает: «Я свой». Чтобы бравада не закончилась реальной трагедией, внимание должно быть повышенным.

Вера Сошнева, директор центра образования № 1:

— У произошедшей трагедии есть объективные причины. Наши школы очень большие, наполняемость классов высокая, а программа и сама методика преподавания выстроена так, что у учителя нет времени на диалог с учеником. Нужно на государственном уровне вырабатывать новые подходы к преподаванию: искать диалоговые формы работы с детьми, проводить больше коллективных внеучебных занятий, внимательно прорабатывать темы классных часов. Меня много критиковали за то, что мы в школе много времени уделяем воспитательной работе, совместным мероприятиям. Теперь понятно, что этот путь верный, он дает свои результаты.

Очень важно общение всех учителей-предметников каждого класса. Они должны встречаться, обсуждать проблемы детей, чтобы у каждого была наиболее полная картина.

Большие надежды я возлагаю и на службы примирения — они должны заработать реально, а не на бумаге, иначе толку от них не будет.

Ну и, конечно, каждый конкретный учитель должен быть психологом. Этот предмет изучается в педагогических вузах, но именно после таких страшных случаев мы видим, как значима его роль.

Людмила Котик, главный врач детской областной клинической больницы, депутат Тульской облдумы:

— Как человек, всю жизнь проработавший с детьми, как мама и бабушка могу сказать главное: детей надо любить. Любить — не значит постоянно обнимать-целовать и говорить исключительно приятные вещи. Подростку важно, каким видят его окружающие, а начинается все в раннем детстве, когда весь окружающий мир — это в первую очередь мама и папа. От их чуткости, стремления к взаимопониманию, наконец, доверия и готовности к диалогу зависит процесс формирования личности и его результат.

Ребенок — это в первую очередь человек, а подросток в силу ряда причин — человек уязвимый, во многом еще зависимый, но уже порой тяготящийся этой зависимостью. И здесь доверительность отношений между детьми и родителями играет решающую роль. Хорошо, когда подрастающее поколение знает, например, из чего состоит семейный бюджет, как достаются родителям деньги, на что их следует тратить в первую очередь, а на что в последнюю. Важно уважать права ребенка и на собственном примере воспитывать в нем уважительное отношение к его же обязанностям. И, конечно, ни в коем случае нельзя детям ничего запрещать, а можно только разъяснять. Вам же не придет в голову сказать соседу или коллеге: «Делай так, потому что я сказал»? А тут — ребенок, причем ваш же ребенок. В любом случае он должен знать, что дома всегда поймут, всегда помогут, всегда поддержат. И будут любить.

Наши партнеры
Реклама