Суббота 26 сентября

Регион икс

Назад

01 Апреля 2016 00:00

 1
Краеведение/Культура

Автор: Никита СКОРИКОВ

Международный туристический бизнес переживает не лучшие времена. В кризис население предпочитает сберегать деньги, а не тратить. Людей можно понять: зарубежные туры за последний год подорожали в среднем более чем на 30%.

Музеи большие и малые

— Несмотря на то, что март — обычно самая горячая пора бронирования путевок для летнего отдыха, спрос на выездные туры у нас упал на 40%, особенно пострадали европейские направления,— грустно констатирует сотрудница тульского отделения одного из крупных туроператоров Виктория Тихонова.

Работникам туристического цеха приходится выживать за счет роста объемов бизнеса и поиска новых направлений. И все чаще киты туриндустрии начинают обращать внимание на российскую глубинку, которая иногда может предложить не менее занимательную программу, чем зарубежье. Тульский регион в этом смысле не обделен вниманием и даже оказался в более выгодном положении, нежели соседи.

— О развитии туристской отрасли в Тульской области активно заговорили в 2012 году,— рассказывает министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина.— И вот спустя четыре года мы уже можем даже дать фору некоторым соседям. Причина вот в чем: раньше москвичи на выходные предпочитали ездить во Владимир или Ярославль — и изучили их практически досконально. А сейчас они получили практически неизведанный регион, а все новое и неизвестное быстро становится модным. Не использовать такой повышенный интерес к нашей области было нельзя, и мы начали действовать…

Да, в Тульской области нет песчаных пляжей и великолепных горнолыжных курортов, как в Сочи, мы берем другим — возможностью воочию увидеть многовековую историю России.

Кстати, помочь в этом смогут не только четыре федеральных музея с мировой известностью — «Куликово поле», «Ясная Поляна», «Поленово», Тульский государственный музей оружия, но и другие, не менее интересные для туристов места, такие, как Музей самоваров, Тульский кремль, Краеведческий музей, Богородицкий дворец-музей и парк и другие.

— У нашего министерства есть понимание того, как должны выглядеть музеи, чтобы привлечь интерес современного туриста. В соответствии с этими нормами мы привели в порядок Тульский кремль, который как полноценный музейный комплекс откроет двери гостям города уже в сентябре, Дом Дворянского собрания и Тульскую областную филармонию,— рассказывает Татьяна Рыбкина.— Если говорить о «малых музеях», то сейчас мы работаем над привлечением туристов в село Тургенево, Дом-музей И. А. Бунина в Ефремове, постепенно реставрируем Богородицкий дворец-музей и парк. Мы даем новую жизнь этим историческим местам…

Карта тульских чаёв

Чтобы не торопясь осмотреть все интересные места, гостям региона необходимо где-то жить и питаться. И если в Туле с этим дело обстоит относительно нормально, то в небольших городах области, что называется, и конь не валялся. И тут на сцену должны выйти инвесторы, готовые вложить средства в инфраструктуру — понимая, что окупятся они не скоро. По словам Татьяны Рыбкиной, сегодня бизнес с опаской смотрит на проекты, связанные с долговременным вложением средств. В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы) «на территории Тульской области формируется туристско-рекреационный кластер „Русские усадьбы“, предполагающий реализацию инвестиционных проектов близ усадебных комплексов. На начальной стадии проекта в нее вошли шесть игроков. В нынешнем году, увы, их осталось всего трое, работы на остальных объектах заморожены.

— Наиболее активно сейчас идет лишь строительство гостиничного комплекса в поселке Богучарово, ждем, когда на остальных объектах возобновятся работы. Понимаем: финансовая обстановка непростая, но все равно жаль, что инвесторы так резко поменяли планы,— говорит министр культуры и туризма.— По возможности стараемся помогать им, убеждаем, что турист должен тратить деньги не только на посещение музея, но и на размещение в гостинице, прием пищи, но что поделать, если не хватает средств на продолжение работы. И эти проблемы возникают не только в нашем регионе…

Татьяна Рыбкина рассказывает, что на сегодняшний день Тульская область имеет около 20 устойчивых узнаваемых туристических брендов — начиная от тульского пряника и белевской пастилы и заканчивая самоваром и гармошкой. Однако небольшие города не перестают удивлять как гостей региона, так и коренных туляков новыми «фишками».

В рамках подобных изысканий список тульских брендов уже пополнили вышедшие из «бабушкиных сундучков» булочка-веневка и пряник-веневец. Жители Узловой удивили чиновников, вспомнив, что название города связано не только с железной дорогой, но и с традиционными крендельками, которые раньше назывались «узелками».

— Мы настаиваем, чтобы они возрождали свои уникальные бренды — это же безумно интересно,— убеждена Татьяна Рыбкина.— А чаи у нас какие! Сейчас особым спросом у туристов пользуется чай здоровья и долголетия по особому рецепту А. Т. Болотова, в который входит трава буквица, растущая около его усадьбы Дворяниново. Андрей Тимофеевич прожил до 95 лет, а это лучший пример полезности его отвара. А в Богородицке, где он учредил парк, там уже не буквица, а чабрец — тоже отличный ингредиент для чая. Скоро уже начнем делать карту тульских чаев…

Путешествие на один бак

Бизнес всегда ориентируется на потребителя. Пример предпринимательской изобретательности — белевские бизнесмены. Главный магнит, притягивающий туристов в этот город,— пастила. Ее готовят пять производителей. Из-за того, что Белев не такой уж и большой город, между ними развернулась жуткая конкуренция. У каждого есть торговые точки в Туле и Москве. Выход на лидирующие позиции оказался простым: один из производителей понял, что туристы хотят не только приобрести гастрономический бренд, но и узнать секреты приготовления этого старинного лакомства, посмотреть на производство. Так появился музей пастилы «Дом традиций», где туристы могут воочию увидеть процесс изготовления и даже поучаствовать в мастер-классах по приготовлению яблочного чуда. В город пошел стабильный туристический поток, и дела идут настолько успешно, что сейчас бизнесмен строит второе здание под музей белевского кружева и даже взял на работу кружевницу с учениками.

Под руководством регионального министерства культуры и туризма постепенно формируется банк экскурсоводов, в состав которого может войти любой желающий, зарегистрировавшись в личном кабинете экскурсовода на культурно-туристском портале Тульской области «Культурный навигатор» (tulagid71.ru). В профиле экскурсовода можно посмотреть его маршруты, контактные данные, отзывы о его работе.

— Уже несколько ребят вышли в «свободное плавание» — зарегистрировались на портале в качестве экскурсоводов, ищут клиентов, успешно работают, насколько мне известно,— подчеркивает Татьяна Рыбкина.— Сейчас ведется работа по введению системы аккредитации экскурсоводов на региональном уровне, которая на данном этапе будет носить добровольный характер.

С приходом в область большого туризма наблюдается всплеск и в производстве сувенирной продукции. Предприниматели арендуют помещения в Торговых рядах Тульского кремля, где продают изделия тульских мастеров, народных промыслов, сувениры, гастрономические бренды и многое другое. Эти ряды пользуются большой популярностью среди туристов.

И еще одна новая модная тенденция: в последнее время все более популярны путешествия «на один бак бензина», когда в выходной день человек выбирается на расстояние от дома, сопоставимое с расходом топлива в его машине. Тульская область для москвичей — тот самый формат.


Наши партнеры
Реклама