Адские машины на улицах Тулы
26 февраля 2016 00:00
Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ
Сто лет назад налогом облагалось любое транспортное средство от велосипеда до автомобиля. Что такое парковка, еще никто не знал, зато обязанность по асфальтированию тротуаров целиком и полностью лежала на туляках. Городские шоссе оставались каменными или деревянными.
Немного истории
По ним в начале XX века колесили первые в истории автомобили с двигателями внутреннего сгорания, оставляющие за собой клубы едкого черного дыма. Дымный шлейф и специфический шум способствовали тому, что даже при максимальной скорости в 26 км/ч самодвижущиеся экипажи вызывали у горожан оторопь, страх, но порой и восхищение непонятным чудом техники.
…И договор кровью своею
Он с ангелом тьмы заключил.
И черт, самодуру послушный,
Машину из ада вручил.
Шипит и гремит та машина,
Пугая людей и скотов,
Завидев ее, обыватель
Укрыться под землю готов.
Несложно догадаться, что в стихотворении неизвестного автора речь идет об одном из первых самодвижущихся экипажей — чуде техники начала XX века, более известном сегодня как автомобиль.
Первый самодвижущийся экипаж появился на территории Российской империи в 1891 году. Возвращаясь из поездки по Франции, известный издатель и публицист Василий Васильевич Навроцкий привез в Одессу один из первых экземпляров автомобиля марки Panhard & Levassor
До
До появления автомобиля и еще долгое время после такового туляки передвигались на конных повозках (их известно 12 разновидностей), велосипедах и мотоциклетах. Последние появились совсем незадолго до самодвижущихся экипажей.
По-русски — самокат
Термином «автомобиль» в Российской империи почти не пользовались. Наиболее распространенным названием транспортного средства с мотором, будь то мотоциклет или самодвижущийся (он же механический или автоматический) экипаж, было «самокат», «самоход» или
В журнале «Технический сборник и вестник промышленности» за 1897 год в статье «Успехи самокатов» автор, не оставивший своего имени, писал: «Приветствуем старое русское слово „самокат“ для обозначения механических экипажей. Когда наши самокаты будут так же обыкновенны, как самовары, тогда всем покажется, что слово это родилось после вещи. Только один русский язык имеет уже готовое слово для самодвижущихся экипажей, все другие народы должны будут составить новые слова, и в этом деле бесспорные специалисты по части названий не дали себя опередить. Французское название „отомобиль“ неудержимо распространяется по всему свету, хотя
«Укрощение» налогом
Опередить развитие технической мысли изобретателей в начале XX века могла лишь мысль чиновничья. Невзирая на весь ужас адской машины, ее немедленно «укротили» транспортным налогом «в доход города». Впрочем, ничего удивительного, если учесть, что ездовой сбор к тому времени уже брали с мотоциклистов и велосипедистов. И это при отсутствии дорог как таковых. Хотя асфальтирование улиц уже началось, рассчитывать на быстрое их благоустройство не приходилось: тротуары туляки покрывали асфальтом за собственный счет в принудительном порядке.
Сто лет назад вопрос асфальтирования Тульская городская Дума решала просто: владельцам домов предписывалось «против своих владений» самостоятельно «устроить требуемые (то есть асфальтовые.— Прим. ред. ) тротуары». Объявления в газете «Тульская молва» за все годы ее издания сохранили для нас соответствующие распоряжения градоначальников.
Три поллитровки за велосипед
Сколько же платили туляки за право передвигаться по городу на транспортном средстве? Чтобы понять это в сравнении, используем метод из журнала «Фитиль», выпуск «Экономика в поллитровках». Известный советский киноактер Савелий Крамаров доходчиво объяснил нехватку средств семейного бюджета, пересчитав его на бутылки водки. Следуя примеру из «Фитиля», переведем транспортный налог в самую стабильную из «валют».
Велосипедист платил городской казне в год 1 руб. 75 коп. Мотоциклист и обладатель автоматического экипажа за тот же период — по 3 руб. с каждой лошадиной силы и еще 50 коп. за изготовление знака (автомобильного или мотоциклетного номера). Так как продажу алкоголя Николай II с началом Первой мировой войны запретил, используем ресторанную цену на