Коллективное искусство
12 февраля 2016 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: vk.com
В стартовавший в России Год кино в Туле продолжается работа киноклубов — как правило, весьма немногочисленных собраний любителей посмотреть и обсудить увиденное.
Кинообразование
— На нашей самой массовой встрече было человек 20,— организатор кинопоказов в культурном центре «Обновление», что в Ликерке Лофт, Всеволод Филинов рассказывает о своем киноклубе.— Это в основном люди молодые, интересующиеся, которые хотят видеть больше, чем показывают в кинотеатрах…
Филинов называет основной идеей проекта демонстрацию того, о чем широкая, или, как он говорит, основная публика не знает. Например, фильм Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“ в тульских кинотеатрах показывали, а его предыдущую картину — романтическую историю подростковой любви „Королевство полной луны“ — нет. В киноклубе „Обновления“ посмотрели ретроспективу фильмов этого режиссера.
О молодом и талантливом канадце Ксавье Долане в нашем городе знают только фанаты авторского кинематографа, хотя в Москве его фильмы идут в кинотеатрах. В Туле их вновь показали только избранным, тем, кто
Отдельное внимание Филинов уделяет документальному кино, оно тоже есть в программе, а к каждому сеансу он последовательно готовится: узнает информацию об авторе картины, интересные факты о фильме, придумывает вопросы, которые можно было бы обсудить после просмотра.
И обсуждение завязывается. Живое, заинтересованное, нередко перерастающее в жесткую дискуссию. Вряд ли после
— Я считаю, что в Туле надо уделять больше внимания кинообразованию, воспитанию зрителя, потому что подобные нашему просмотры хорошего кино в городе хоть и проходят, но их недостаточно,— говорит Всеволод.— Мы планируем и дальше развивать наш киноклуб: проводить лекции, приглашать СМИ, организовывать встречи с критиками…
Слепой кинопоказ
Тульский кинодеятель, организатор фестиваля коротких фильмов ШОРТы Михаил Канаев считает появление большого количества киноклубов в Туле делом, безусловно, хорошим, но уверен, что в этом вопросе наш регион —
— Потому что там показывают действительно хорошее кино. Потому что это киносеанс, а не попкорн и экшен. Это то, что хочется обсудить,— рассуждает продюсер.— В Туле пока нет моды на киноклубы, но очень надеюсь, что она придет. Первый кинотеатр без попкорна у нас уже открыт…
Коллективный просмотр фильма — это и есть сама суть кино, его природа, так оно было создано братьями Люмьер. Такое мнение высказывает кинокритик Игорь Манцов. Обсуждение, считает он,— момент истины в любом киносеансе.
Несколько лет назад Манцов одним из первых в Туле стал проводить киноклубы. В тогдашнем музее «Тульский некрополь» в определенный день собирались несколько десятков зрителей, чтобы посмотреть заранее анонсированный фильм, а затем его разобрать и обсудить.
— Говоря заранее о том, что буду показывать, я стал замечать, что люди приходят с заведомо сформированным мнением, держат его до конца фильма, а потом высказывают. Так кино смотреть нельзя,— считает критик.— Потом я не только перестал анонсировать показы, но и сам выбирал картину за 15 минут до выхода из дома. Причем нередко видел фильм в первый раз. В магазине выбирал диски, которые лежали в лотке распродаж — их никто не покупал
Что и как смотреть?
Впрочем, и эти собрания были совсем немногочисленными: на первые показы приходили человек 30 или чуть больше, затем остались самые стойкие — два десятка. Зато уж они пошли за проектом, даже когда он сменил место дислокации. Потом, правда, любителей кино вежливо попросили и из их нового пристанища, но, по мнению модератора киноклуба, те, у кого сформировалась привычка и умение смотреть фильмы, обязательно найдут себе место, где это можно делать.
В тульские кинотеатры кинокритик Игорь Манцов не ходит, потому что там «плохой прокат». Было время, когда они с группой товарищей сходили на один фильм, ради интереса, чтобы его разобрать, почему именно он плохой, но идея так и не прижилась.
— Хорошие фильмы до Тулы не доезжают, а если и доезжают, то на них не ходят, и только потому, что фильм не был преподнесен как авторитетный,— говорит И. Манцов.— А если нет запроса на умное кино, то его и не снимают. Так и получается, что российские фильмы становятся только хуже…
Говоря о киноклубах, критик отмечает, что подобные показы в Туле — это, как правило, демонстрация фильмов на стандартных экранах 2×3 метра и не всегда с хорошим звуком. А чтобы понять кино, его нужно смотреть с идеальным звуком и на большом экране, то есть важно не только что смотреть, но и как.
Кстати, в культурном центре «Обновление» фильмы проецируют на большую белую стену, а смотрят их исключительно на языке оригинала с русскими субтитрами — чтобы в озвучке не упустить замысел автора. В ближайших планах этого киноклуба — знакомство с азиатским кинематографом. Этот пласт, по его мнению, у нас совсем не представлен, хотя в мире наблюдается повышенный интерес к нему. И речь, конечно, не об индийском кино, а о таком, например, жанре, как иранский вестерн. В общем, обещает организатор, будет интересно.