Суббота 26 сентября

Восемь классов за один год

Назад

09 Февраля 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: из архива А. Н. Макаровой

Антонина Николаевна Макарова — представитель уникальной, не имеющей пока в Туле аналогов профессии. Она — бесплатный репетитор. В прошлом — предприниматель и учитель с 30-летним стажем.

Фирменный метод

— У меня сегодня занятий нет, поэтому можем поговорить спокойно. Только сюда не садитесь, здесь от окна дует,— учитель приветствует меня в своем офисе, небольшой комнате с партами в одном из зданий на улице 9 Мая.

У окна — небольшой стеллаж, заваленный книгами: учебники по русскому и английскому языкам, математике, всевозможные сборники задач для ЕГЭ и ОГЭ.

— Прежде чем начать заниматься с ребятами, я сама решаю все задания,— говорит Антонина Николаевна.— Только когда сама пойму принципы решения, найду типовые сложные места, могу начать заниматься. Но все равно, каждый ученик индивидуальный, у каждого свои проблемы…

В Тулу Макарова переехала 15 лет назад, работала в школе, а в 2007 году создала собственный бизнес в сфере образования. В отличие от большинства репетиторов работала легально: открыла ИП, арендовала офис, в котором вместе с ней трудились еще два педагога, платила налоги.

Все складывалось хорошо: ученики всегда стояли в очереди, у репетитора была хорошая репутация — тот, кто к ней обращался, обязательно рекомендовал знакомым.

Два года назад на занятия пришла пятиклассница Карина, с которой Антонина Николаевна начала работать как со всеми остальными учениками, но вскоре поняла, что девочка особенная, к тому же сирота. Макарова решила учить ее бесплатно. И к регулярно выходящему в газете объявлению добавила фразу: «Детям-сиротам — занятия бесплатно».

Тут и началось. В офис пошли школьники всех возрастов, и все — на бесплатные занятия. Первое время учитель никому не отказывала и в какой-то момент получила максимальную загрузку — 30 человек в неделю.

— Ребята приходили ко мне после уроков, мы садились за парты и начинали,— рассказывает педагог.— При этом у меня всегда были разновозрастные группы: я учу математике с 1 по 11 класс. Как умудряюсь уделять внимание каждому — мой фирменный метод, но к каждому из этих детей отношение должно быть индивидуальное…

Как двоечника превратить в хорошиста

Антонина Николаевна вспоминает, какими к ней приходили школьники. Порой, учась в 8–9 классе, они не знали таблицу умножения, имели пробелы в знаниях практически по каждому классу, поэтому к окончанию школы по математике у них были даже не двойки, а просто нули. Макаровой иногда за год приходилось с ребятами проходить программу восьми лет обучения.

Результат удивлял окружающих: всего за несколько месяцев безнадежный, казалось, двоечник превращался как минимум в хорошиста. Школьные учителя в такой успех не верили и часто ставили тройки за контрольные — были уверены, что ребенок списывает. Антонина Николаевна говорила: «А ты еще одну контрольную попроси. Пусть увидят, как ты решаешь».

Довольно скоро количество бесплатных учеников превысило платников, а сейчас и вовсе составляет абсолютное большинство, порядка 90%. ИП пришлось закрыть, а вместо него Антонина Николаевна создала общественную организацию «Подари заботу». Название, кстати, придумали сами воспитанники. Именно воспитанники, потому что это уже не только ученики — с ними учитель проводит не только занятия, но и свободное время, организуя культпоходы в музеи и театры.

Учиться к Макаровой дети приходят не только по объявлению и чьей-то рекомендации — некоторых она находит сама, в результате взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних. С этими ребятами работать труднее всего.

— Как правило, они уже отвыкли учиться, поэтому часто прогуливают,— делится педагог.— Но я позвоню в ПДН, нажалуюсь тихо, чтобы они не знали, и глядишь — на следующее занятие приходят. Бывает, конечно, по-разному: то один человек придет на занятие, а то десять. Но я всегда говорю ребятам: это не я за вами бегать должна, а вы за мной. С теми, кто больше трех раз прогулял, я расстаюсь, потому что дорожу своей репутацией…

Домашке — нет!

Антонина Николаевна говорит, что у нее есть своя методика обучения — потому и в одной аудитории одновременно могут заниматься разные классы, а домашние задания у учителя отсутствуют в принципе. Макарова считает, что детям нужно давать право на отдых — так услышанное на уроке лучше запомнится, но для верности она повторяет занятие дважды, а в отдельных случаях и трижды.

По своей методике учитель выучила английский язык и уже ведет занятия у младших школьников. Говорит, языковые правила — это логика, с которой она дружит как математик.

Задачу педагог всегда ставит одну — сделать ученика успешным, подготовить к экзаменам в 9 классе или к ЕГЭ в 11-м, да так, чтобы выпускник смог претендовать на поступление в вуз. И ученики поступают. Свежий пример — Даниил, парень из Тулы, живущий с бабушкой. Он попал к Антонине Николаевне уже в 11 классе.

— Математику я знал разве что на «тройку»,— признается он.— Заниматься мы начали в ноябре, но занятия были очень интенсивные — по три, а то и по пять раз в неделю. И все это бесплатно. В результате к концу школы я уже знал предмет на твердую «четверку» с плюсом…

ЕГЭ по математике профильного уровня Даниил сдал на 50 баллов, что в его случае очень хорошо, а вместе со льготой, положенной при поступлении, позволило стать студентом-бюджетником в ТулГУ. На вопрос, как Антонина Николаевна успевает работать одновременно со всеми, парень ответа не знает. Говорит только:

— У нее к каждому свой подход, а домашек у нас и правда не было…

Несколько коммерческих учеников у Макаровой остались и сегодня, эти деньги она использует для оплаты помещения. Скидываются на офис и два других педагога, которыми Антонина Николаевна дорожит и не хочет их отпускать. Учитель смогла увлечь коллег благотворительностью так, что они тоже стали вести несколько бесплатных занятий. Но поддержка им все-таки нужна.

— Как у общественной организации у нас сейчас один путь — получать гранты,— констатирует бесплатный репетитор Макарова.— Правда, за два года мы ни одного пока не получили. Дело в том, что научить ребенка я могу, а вот оформить все эти бумажки пока оказывается делом непосильным. Вот бы кто помог хоть в этом! А еще нужна помощь не только денежная: нам бы сделать полки для учебников, починить окно, новые учебники закупить. Очень бы хотелось еще с большим числом сирот заниматься, но кто это будет делать? Здесь нужен учитель особой квалификации, опыта и человек большого сердца. А ребят, которым нужно помочь, очень много…

Наши партнеры
Реклама