Суббота 26 сентября

Кто «побил» французов на Куликовом поле?

Назад

05 Февраля 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ

Празднование 70-летия Победы сделало свое дело: все студенты и школьники знают дату окончания Великой Отечественной войны. А вот с датой ее начала дело обстоит куда хуже.

Учителя взволнованы, но не удивлены

Преподаватели истории в вузах бьют тревогу: студенты приходят с нулевым знанием истории. Первокурсники не могут вспомнить даже дату начала Великой Отечественной войны.

— Многие студенты, в основном технических специальностей, которые приходят в Тульский государственный университет, называют дату начала Великой Отечественной войны неправильно,— рассказывает заведующая кафедрой истории института права и управления ТулГУ, доктор исторических наук, профессор Елена Самарцева.— Понимаю: эти ребята не сдавали ЕГЭ по истории, не готовились дополнительно, но ведь даже на такой простой вопрос ответить не могут.

Ее тревогу полностью разделяет доцент Новомосковского института РХТУ им. Д. И. Менделеева Юрий Шакиров:

— Действительно, дата начала Великой Отечественной войны, если брать этот вопрос как наипростейший, вызывает затруднение у студентов. Когда мы учились, такого просто быть не могло.

Тревога тревогой, но ставить по этому случаю смертельный диагноз и посыпать голову пеплом не следует. Преподаватели считают, что причина «зияющих пробелов» не в отсутствии самих знаний, а скорее в рассеянности сознания и путанице в перенасыщенных информацией умах. К тому же тестовая система итоговых экзаменов дает свои плоды: когда четырех вариантов наугад не предложено, молодой человек теряется. В общем, историки не удивлены происходящим, тем более что их предмет не стал чем-то исключительным в системе среднего образования.

В чем причина?

— Вы знаете, ведь это как день рождения своей родной мамы забыть,— объясняет незнание даты начала Великой Отечественной войны Елена Самарцева.— И я спросила у студентов, а знают ли они день рождения своих мам. Что бы вы думали — часть ребят не знали. Мы говорим, что есть глобальная проблема с изучением истории. А ведь все начинается с таких вот маленьких моментов… Изучение прошлого страны и мира, думаю, надо начинать с изучения истории своей семьи.

У Юрия Шакирова — своя версия причин катастрофически низкого уровня исторического образования молодежи. По его мнению, часть вины лежит на современных учебниках.

— Мне не нравились советские учебники,— вспоминает Юрий Анварович.— Однако в них, в отличие от современных, можно было отыскать контуры причинно-следственных связей: во-первых, элементов развития человеческой цивилизации от простейших форм к высшим формам; во-вторых, становления и развития человеческих идеалов и смыслов.

Но уверенность в пагубности пресловутого Единого госэкзамена по истории объединяет обоих педагогов.

— Мне ЕГЭ никогда не нравился,— тяжело вздохнув, с явной неохотой возвращается к навязшей в зубах теме Елена Самарцева.— История — в значительной степени наука, которая учит и говорить, и логически мыслить, и делать заключения. Конечно же, тесты ЕГЭ сейчас совершенствуются, там есть определенные исторические рассуждения, задание на развитие тех или иных логических элементов. Но мне кажется, что старая школа была все-таки лучше. Опять же думаю, что возврат к устным собеседованиям едва ли возможен. К сожалению, мы далековато ушли по пути ЕГЭ.

Буквально на днях, на экзамене, я задаю вопросы студентке. Причем студентка, обучающаяся на гуманитарной специальности, очень хорошо отвечала по историографии, свободно оперировала сложной терминологией. И вдруг речь зашла о Куликовом поле. Она всплеснула руками: «Ну конечно же, знаю! Это же главное поле, где мы победили французов». Затем, увидев мои округлившиеся глаза, поправилась: «Извините. Я ошиблась. Там была главная победа в годы Великой Отечественной войны».

Подобных примеров масса. Аналогичный случай был и у Юрия Шакирова. Он задавал учащимся не первого курса простой вопрос: кто сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки? Из 20 студентов 6 не смогли ответить, 4 сказали: Сталин. Остальные ответили правильно.

Интерес остался

— Интерес к изучению истории у ребят есть,— считает Елена Самарцева.— Буквально через две-три лекции у студентов начинаются многочисленные вопросы, попытки написать какие-то работы, принять участие в тех или иных мероприятиях.

В ходе изучения Первой мировой войны, я попросила студентов узнать, как эти события отразились в истории их семей. И вы знаете, кто-то нашел письма этого периода, кто-то обратился к дневникам своей прапрабабушки, кто-то принес тульскую газету 1916 года. Безразличных практически не было, и вот эта привязка к малому может быть довольно неплохим методом,— считает историк.

Что бы ни говорили о знании отечественной истории и патриотизме, который она наравне с культурой должна воспитывать, в день 70-летия Победы все мы стали свидетелями грандиозного шествия Бессмертного полка. Шествия, объединившего людей всех возрастов и профессий, религиозных и политических убеждений, людей разного социального статуса и национальности. А значит, абсолютное большинство граждан нашей страны сохраняют память о предках, свою национальную идентичность.

Не вся наша молодежь «плавает» по истории и не способна назвать какие-то ключевые даты. Есть двоечники, но есть и отличники, да и в целом масса ребят и девчонок с удовольствием изучает прошлое как своего народа, так и всего человечества.

Собеседники «Молодого коммунара» Елена Самарцева и Юрий Шакиров, рассказав сначала о вопиющих случаях исторической неграмотности, не забыли и о явных успехах своих учеников. Профессор ТулГУ считает довольно высоким уровень подготовки по истории у студентов гуманитарного факультета и тех, кто поступает на направление подготовки «юриспруденция». Кандидат исторических наук Шакиров отмечает высокий уровень преподавания в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, где сейчас учится его дочка.

Доверяй, но проверяй

Учителя истории (да и не только истории) в школах и в вузах склонны больше говорить о проблемах отечественного образования, чем о его перспективах и достижениях. Что ж, им лучше знать. Тем не менее корреспондент «Молодого коммунара», не имеющий соответствующего исторического образования, с разрешения классного руководителя самостоятельно провел опрос учеников 9 класса в одной из тульских школ. Всего было задано 12 вопросов по истории родного города, России и мира. Вот какие результаты удалось получить.

Год основания Тулы смогли назвать только двое из 28 участников опроса. На просьбу сосчитать в уме возраст города школьники ответили сосредоточенным минутным молчанием, после чего потянулись к гаджетам… Что-что, а пользоваться калькулятором в телефоне они умеют виртуозно: искомая цифра было высчитана мгновенно.

Следующий вопрос касался известных земляков. Первым, а значит, и самым популярным был назван… губернатор Тульской области Владимир Груздев. Далее следовали Лев Толстой, Григорий Агеев, Викентий Вересаев, неведомый интернету летчик Чуднов.

На вопрос «Кто был первым президентом России?» прозвучала череда быстрых ответов: «Ленин, Сталин, Брежнев». Увидев озадаченное лицо учительницы, кто-то с последней парты тихо произнес: «Ельцин», чем, безусловно, обрадовал преподавателя.

С остальными вопросами было легче. По крайней мере, трех писателей XX века назвали не задумываясь: Булгаков, Маяковский, Есенин, добавили сверх необходимого Блока и Рубцова. Писатели века XIX затруднений тоже не вызвали: Лермонтов, Пушкин, Гоголь, дополнительно названы Грибоедов и Давыдов.

На вопросы «Кто правил раньше — Иван Грозный или Николай?» и «имя убийцы Пушкина» верно ответили все без исключения. А вот вопрос «В каком году началась оборона Тулы?» вызвал некоторое замешательство. Один из школьников сначала назвал 1943 год, правда, через минуту поправился.

Годом начала Второй мировой войны школьники определили две даты — 1941-й и 1939-й, но после короткого обсуждения большинство склонилось к правильной версии — 1939-й. На вопрос «Кто развязал Вторую мировую войну?» ответили мгновенно: Германия, Гитлер. Один из учеников добавил: «за деньги американских банкиров». Телевизор, наверное, пересмотрел.

Телевидение, конечно, поспособствовало знанию азов новейшей истории, к изучению которой девятиклассники еще даже не приступали. Зато все знают имена Президента РФ и главы Правительства, министра иностранных дел и даже полпреда России в ООН.

Экспресс-опрос не выявил чудовищного провала в знании истории у тульских школьников. Но и блестящими такие ответы тоже считать нельзя.

Наши партнеры
Реклама