Пятница 25 сентября

Надежда Шайденко: «Функция учителя — учить, а не бумаги писать»

Назад

05 Февраля 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: msktambov.ru

В последние годы российское образование находится в состоянии постоянного реформирования. От этого, кажется, все устали: и учителя, и родители. Стоит ли ждать очередных нововведений в этом году? Об этом и о многом другом «Молодой коммунар» беседует с депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета по образованию, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Надеждой Шайденко.

Стремительно и нервно

— На встрече с нашим комитетом министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов обещал, что на ближайшие три года будет объявлен мораторий на реформы. Очень хочется верить, что так и случится. Действительно, необходимо какое-то время не трогать систему образования, чтобы спокойно проанализировать, какие именно преобразования оказались эффективными, а какие — нет.

— Одно из недавних нововведений — объединение школ в образовательные центры. В Туле этот процесс проходил стремительно и довольно нервно.

— Да, я знаю, ко мне обращались родители тульских школьников. Мне понятна идея создания образовательных центров, однако я считаю, что надо было внимательно и без спешки принимать решение по каждой школе. По закону «Об образовании» этим должна заниматься комиссия, в которую входят в том числе и родители. Эта комиссия призвана просчитать возможные последствия объединения. Вот сейчас избиратели задают мне вопрос: а кто и когда может отчитаться о полученных результатах? Считаю, что вопрос правомерный: прошло достаточно времени, чтобы оценить, какие преимущества дало объединение или какие проблемы в связи с ним возникли.

— Как вы оцениваете решение о возвращении итогового сочинения для выпускников?

— Мое мнение — да, сочинение надо возвращать. Современные дети не умеют излагать свои мысли ни устно, ни письменно. Вопрос в форме — сегодняшняя кажется мне некоторой профанацией. С одной стороны, темы слишком широкие, слишком свободные, для учеников сложные. С другой стороны, ребят ставят в очень строгие формальные рамки: сначала тезис, потом доказательства с использованием произведений такого-то количества авторов… Не думаю, что такое сочинение может показать, насколько хорошо выпускник знает литературу. И система оценок — зачет/незачет — мне тоже кажется профанацией.

— Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал расширить преподавание предметов в рамках школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вы поддерживаете эту идею?

— Хотелось бы напомнить: когда вводился этот курс, было четко определено — родители вправе выбирать, какой модуль будет изучать их ребенок, и большинство, кстати, выбрали светскую этику… Если же школьники и их родители хотят изучать какой-либо из модулей более глубоко и серьезно, у школы есть возможность организовать занятия по изучению «Основ религиозных культур и светской этики» в рамках внеурочной деятельности, как это предусмотрено Федеральными государственными образовательными стандартами, и вести их хоть до 11-го класса. В конце концов, не надо забывать о воскресных школах, существующих сегодня практически при каждом храме — это самый разумный путь для родителей, желающих дать своему ребенку религиозное воспитание и просвещение.

Для детей с «золотыми руками»

— В нашей стране ощущается дефицит специалистов с инженерным образованием. Для Тулы с ее промышленными, в том числе и оборонными предприятиями, это очень серьезная проблема. Мы разучились воспитывать «технарей»?

— Все начинается еще в школе. Помните уроки труда, о которых сегодня мы вспоминаем с улыбкой? Мальчики шли в столярную мастерскую что-то там мастерить, девочки учились шить и готовить. По всей России было много бесплатных кружков, существовала система станций юных техников. Позже школьный «труд» заменили на «технологию», и это поначалу казалось правильным решением: в мире, где все автоматизировано, мало научить пользоваться молотком. Но, к сожалению, старая материальная база была уничтожена, а новая, современная, так и не создана. Уроки технологии заменили уроками информатики или изучением теории.

В большинстве зарубежных стран — совершенно другая тенденция. В Прибалтике, например, в школах создаются профильные классы для детей с «золотыми руками». У нас же научиться что-то делать ребенок может в лучшем случае с папой или дедушкой в гараже. Это к вопросу о будущих инженерах — если юноша не знает, как что устроено, если он сам ничего не может сделать, какой из него выйдет специалист?

— Уметь что-то делать своими руками, наверное, важно. Но если у ребенка недостаточно знаний по математике и физике, то специалист из него точно не выйдет.

— Безусловно. И вот здесь мы выходим на проблему содержания образования. Наши школы работают по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Однако стандарт описывает личностные, предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, но в них не говорится подробно о содержании образования. В настоящее время Комитет по образованию совместно с Министерством образования РФ и Российской академией образования работает над тем, чтобы подробно прописать все дидактические единицы.

Я, в частности, убеждена, что в курс технологии должны быть включены уроки элементарного труда — для этого надо создавать новую современную материальную базу. Кроме того, я за возвращение обязательных уроков черчения. Сегодня школа может давать или не давать этот предмет — по желанию. Неудивительно, что в старших классах у ребят возникают проблемы с геометрией.

Зарплаты не снизятся, льготы сохранятся

— Вопрос, интересующий, наверное, каждого учителя: сократится ли количество бумажек, которые им необходимо постоянно заполнять?

— Если об учителях и бумагах публично заговорил сам Президент России, то становится понятно, насколько это актуально. Мы в Комитете по образованию создали межфракционную группу и стали разбираться. Оказалось, что часто запросы идут не из федерального центра, а с самых разных «этажей» местной власти. И здесь встает вопрос о компетентности управленцев, работающих в системе образования. Чиновники не могут придумывать каждый раз что-то новое — вся информация хранится в электронной базе, и нет необходимости дергать учителей, если поступает очередной запрос. Функция управленца — управлять, а функция учителя — учить, а не бумаги писать.

— Говорят, в федеральном бюджете урезаны расходы на образование…

— Наш комитет отстоял расходы на образование — пока они сокращаться не будут. В 2016 году бюджет образования на 18 миллиардов рублей больше, чем в 2015 году. Более того — мы добились обещания, что зарплаты учителей, доведенные до средней зарплаты по региону, не будут снижаться — даже если в связи с кризисом среднерегиональная зарплата уменьшится. Не исключено, что мы выйдем в Думу с соответствующим законопроектом. Мы сделали все, чтобы сохранить льготы по оплате коммунальных услуг для сельских учителей. И намерены продолжать совместными усилиями спасать бюджет образования и защищать интересы школьников, студентов и учителей.

В августе 2015 года газета «Новые известия» составила рейтинг эффективности парламентариев нынешнего созыва по регионам. В рейтинге депутатов от Тульской области Надежда Шайденко занимает лидирующую позицию. Зампред комитета ГД по образованию Надежда Шайденко возглавила рейтинг благодаря активной работе по всем видам деятельности депутата, в частности за четыре года стала соавтором рекордного количества законопроектов. Надежда Анатольевна приняла участие в разработке 138 законопроектов, 69 из них стали Федеральными законами и были подписаны Президентом РФ.

Наши партнеры
Реклама