Секретный список Вениамина Наймана

Назад

02 февраля 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ и из архива Тульской областной филармонии

Главный режиссер Тульской областной филармонии Вениамин Найман отметил 45-летие необычным спектаклем по мотивам романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Фирменный стиль

— Почему именно «Дориан Грей»? Потому что этот роман насыщен мыслями об искусстве, о его значении, о том, какое влияние оно оказывает на нашу судьбу — иногда созидательное, иногда — разрушительное… И еще он говорит о том, каким счастьем наполнена каждая минута жизни того, кто занимается искусством,— объясняет Вениамин Найман.

«Дориан Грей» — спектакль синтетический: здесь есть драматическое действие и музыка, хореография и мультимедиа. Это фирменный стиль Наймана, которому сам режиссер не может придумать названия — он вообще не любитель «определять жанры», так как считает это ненужным и бессмысленным. По сути, «Дориан Грей» — это бенефис в том смысле, в котором это понятие существовало в XIX веке: в определенный день актеры из разных театров собираются на одной сцене для того, чтобы один раз сыграть какой-то спектакль. В юбилейном спектакле Вениамина Наймана принимают участие не только артисты Тульской областной филармонии, в которой он сегодня работает, но и актеры Тульского академического театра драмы, его друзья и единомышленники. Они сыграли спектакль в день юбилея, и даже если «Дориан Грей» будет повторяться, то вряд ли когда-нибудь точно в таком же составе. В спектакле присутствует и сам Найман, читающий уайльдовский текст: видеозапись проецируется на экран, изображение бенефицианта помещено в овальную рамку-зеркало…

«Скучаю по закулисной жизни»

Вениамин Найман закончил Тульский филиал Ярославского театрального института. Уже с третьего курса пробовал себя в качестве режиссера — преимущественно концертных программ и массовых праздников. После окончания института Вениамин играл в спектаклях родного ТАТД и одновременно писал сценарии и ставил капустники, городские балы медалистов, программы ко Дню города. Вместе с режиссером Ларисой Козловой поставил в тульской драме два детских спектакля, во время работы над третьим внезапно потерял сознание — проблемы со здоровьем оказались очень серьезными…

Филармония в профессиональной жизни Наймана появилась не случайно: Вениамин сотрудничал с фольклорным ансамблем «Услада» — ставил театрализованные программы. Сегодня он — главный режиссер филармонии, а это значит, что ему приходится работать с вокалистами и инструменталистами, эстрадными и хореографическими коллективами.

— Раньше при постановке концертных программ я собирал программу из готовых кусков, как картинку из пазлов. Моя сегодняшняя работа сложнее,— признается Вениамин.— У каждого исполнителя — скрипача, пианиста, певца — своя специфика, которую режиссеру необходимо учитывать, возникает масса технических тонкостей. Я пока еще в процессе постижения всего этого, хотя работаю в филармонии восемь лет… Неудивительно: как говорится, на актера учатся пять лет, а на музыканта — всю жизнь. Но я благодарен такому повороту в своей судьбе: в последние годы стал лучше слышать и понимать музыку, узнал много новых имен… Вот, например, в «Дориане Грее» можно было использовать музыку, упоминаемую в романе: герои слушают в опере «Тангейзера» Вагнера, играют на фортепиано Шопена… Но мы решили выбрать музыку, передающую внутреннее состояние персонажей. В спектакле звучат произведения Фрица Крейслера, Януша Кошмарека, Войцеха Килара, Сергея Рахманинова, Джакомо Пуччини….

Сожалею ли я, что ушел из актерской профессии? Пожалуй, актерского голода у меня нет. Тем более что, когда я репетирую, всегда все за всех проигрываю. Но, конечно, скучаю по закулисной жизни, по особым актерским отношениям, актерской атмосфере…

Поставить галочку

Вениамин не исключает, что когда-нибудь вновь выйдет на сцену в качестве актера: жизнь непредсказуема, и если так сложится — почему нет? Также не исключено, что он возьмется за постановку драматического спектакля. Найман признался, что у него есть секретный список творческих проектов, которые он хотел бы осуществить. Проект реализуется — Вениамин ставит галочку. Кстати, «Портрет Дориана Грея» — из того самого списка. Что там есть еще — тайна, на то он и секретный…

В 2014 году спектакль Вениамина Наймана и Любови Салиховой «Гоголиана», поставленный на сцене филармонии, получил премию ЦФО «За достижения в области культуры и искусства». Премьера фантасмагорического театрального действа «в жанре микс» состоялась 1 апреля — в день, когда отмечалось 205-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Это был синтетический многоплановый спектакль, в котором музыка, свет, хореография, вокал, драма, театр теней, цирковое искусство, видеоряд — все работало на главную идею: воссоздать и сделать осязаемым мир гоголевских произведений.

Еще один оригинальный проект — «Пушкиниана». Все, что в филармонии происходило 6 июня, было связано с Пушкиным. Утром на сцене для детей и их родителей играли спектакль «Сказка о царе Салтане». В фойе, превратившемся в Лукоморье, Кощей Бессмертный над златом чах, дуб зеленый стоял, Русалка на «ветвях» качалась… Вечером в музыкальной гостиной звучали вокальные произведения на стихи русского поэта. А ровно в полночь начался настоящий пушкинский бал…

Что еще нового и неожиданного придумает Найман, рядом с каким названием из секретного списка поставит еще одну галочку — зритель узнает в самое ближайшее время. 45 лет — отличный возраст для творческого человека: все только начинается.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных