Шпаргалки делать полезно

Назад

26 января 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В вузах завершается зимняя экзаменационная сессия. «Молодой коммунар» узнал, на что идут тульские студенты, чтобы сдать ее без «неудов».

Строгость не поможет

«Микронаушник. ЕГЭ/госы/зачеты/диплом» — такое объявление с номером телефона недавно появилось на стене одного из учебных корпусов «политеха». Решил было познакомиться с новой технологией, но указанный номер не отвечал. Что ж, думаю, без зачета, что ли, оставаться? Спросил у интернета. А там…

Предложений о продаже микронаушников десятки, причем есть даже тульский офис их продажи, но в основном заказы принимаются через интернет, а доставляются почтой или курьером.

«Устройство абсолютно не видно окружающим, поэтому во время переговоров можно получать консультации от друзей или партнеров незаметно. Надев комплект, вы получаете ответы на нужные вам вопросы, успевая при этом записывать или отвечать собеседнику. Все, что требуется для решения возникших проблем,— купить микронаушник»,— сообщает реклама.

Устройство подключается к мобильному телефону с помощью Bluetooth или работает на основе Hands-free, то есть, строго говоря, большого ноу-хау здесь нет, просто беспроводной наушник отличается от своих собратьев крошечным размером. Ну и немаленькой ценой: самая простая модель стоит чуть больше двух тысяч рублей, навороченная — около пяти.

Как выяснилось, о новинке уже осведомлены не только те, кому предстоит сдавать экзамены, но и те, кто их принимает.

— Мы уже ловили студента с такой диковиной,— улыбается директор Института горного дела и строительства ТулГУ Роман Ковалев.— Наш преподаватель Геннадий Алексеевич Нехаев в свои 80 лет обнаружил устройство в ухе одного из экзаменуемых. Как он это сделал — для меня до сих пор загадка. Так что мы к любым ноу-хау готовы…

На кафедре, увидев микронаушник, сначала удивились, а потом улыбнулись: на что только не идут студенты, чтобы сдать экзамен. Но, признаются преподаватели, современное списывание и искусство изготовления шпор уже не те. Нет полета фантазии.

— Я помню, как раньше делали шпаргалки на спичках: мелко-мелко писали, а позже уже распечатывали текст, прикрепляя один конец бумаги к одной спичке, а другой — ко второй. И на экзамене мотали этот свиток,— рассказывает профессор Ковалев.— Сейчас шпаргалку, если она вообще есть, просто распечатывают на принтере третьим или даже вторым кеглем и списывают — правда, и это не всегда помогает. А однажды, поднимаясь в аудиторию, где должен был принимать экзамен, я заметил сидящих на лестнице девушек, пишущих шпаргалки. Они были так увлечены, что меня не увидели, зато я разглядел, что одна пишет черной ручкой, а вторая синей и делает какие-то пометки красной. И вот на экзамене замечаю, как за их партой начинается какое-то шуршание. Не отрывая глаз от учебника, говорю одной из студенток: «Встаньте и принесите сюда написанную вами черной ручкой на листочке в клеточку шпаргалку». И второй: «А вы вообще написали все синей ручкой, да еще и исправления красной сделали». Девочки так перепугались, что тут же все отдали…

Репутация медиума за Романом Анатольевичем после того случая так и не закрепилась, но списывать студенты побаивались. И не потому, что он строгий профессор.

— Строгость бесполезна,— констатирует Ковалев.— Я стараюсь прежде всего «зацепить» студента, рассказывая ему о будущей работе. Говорю всегда правду: работодатель прежде всего рассматривает вас, своих сотрудников, как способ зарабатывания денег. Если вы денег не приносите, то вы ему не интересны и зарплаты хорошей не ждите…

«Приветствую, но запрещаю»

Преподаватель со стажем профессор кафедры теоретической механики ТулГУ Самуил Фейгин считает, что классические шпаргалки делать полезно.

— Даже в наше время преподаватели говорили: «Делайте шпаргалки»,— вспоминает Самуил Давидович.— Разрешали они ими пользоваться или нет — другой вопрос, но я и сегодня не против шпаргалок. На экзамене даже разрешаю пользоваться конспектами или учебниками при подготовке к ответу. Пожалуйста. Но все становится ясно, как только студент садится перед тобой отвечать, а побеседовать с каждым, я считаю, нужно обязательно. Сейчас очень распространены машинные тесты, но я по-прежнему разговариваю с каждым студентом, и это самая эффективная оценка знаний…

О пользе «шпор» говорит и еще один профессор госуниверситета Владислав Котов:

— Шпаргалка — это ведь по сути краткий конспект лекции, а когда ты лекцию переписываешь, да еще и своими словами, чтобы было покомпактнее, так это же прекрасно! Еще раз пройдешь материал! Шпаргалки своим студентам я делать разрешаю, даже приветствую их, если это не банальное фотокопирование, но предупреждаю, чтобы ими не пользовались…

О неприличном

Молодой преподаватель Сергей Тишин рассказывает, что современная шпаргалка на все случаи и по всем предметам — это, конечно, мобильник. Буквально за несколько секунд там можно найти ответ на любой вопрос.

— Часто на экзамене телефоны я просто забираю,— говорит Тишин.— Тут, бывает, студенты начинают блистать юридической грамотностью, мол, это их собственность и я не имею права. Но, так или иначе, им приходится отправиться за парту и готовиться, листая свои конспекты или спрашивая их у соседа…

Проректор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Константин Подрезов о своей учебе вспоминает, что шпаргалок он никогда не изготавливал — жалко было на это времени. Да и на истфаке, который он окончил, преподаватели были принципиальные — у них не проскочишь.

— Сейчас новое время, когда шпаргалки не актуальны,— считает доцент.— У меня форма работы такая: студенты готовят проект и защищают его. Это и есть форма контроля и аттестации, когда ты видишь, что в голове у студента, а не только то, как он заучил твои лекции…

К слову, нравы на истфаке педуниверситета не изменились. В этом уверена доктор исторических наук, преподаватель Елена Викторовна Симонова:

— У нас всегда считалось, что списать — это обидеть преподавателя, а шпаргалка — это неприлично. Сегодня списывание и вовсе свелось к нулю — просто система работы новая: студент зарабатывает баллы в течение семестра, выполняя домашние задания и текущие тестирования. Экзамен — итог этой работы, но уже не первооснова для выставления оценки…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных