Лечение портвейном, славянский цирк и платные дороги

Назад

22 января 2016 00:00

 0

Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ

Лечебный портвейн в аптеках, рябиновая водка к завтраку, лотерея-аллегри в пользу дамских комитетов и спектакль «Во власти куртизанки» — таким через призму рекламы столетней давности видится сегодня быт туляков в далеком 1916 году.

Реклама — двигатель прогресса

В России официальным годом появления рекламы можно считать 1703-й: по указу Петра I начинается издание первой русской газеты, вместе с ней появляется и реклама. В Тульской губернии широкое распространение коммерческая пропаганда получила в 1906 году с началом издания независимых, неправительственных газет.

Газета «Тульская молва» по праву считается самым популярным неправительственным изданием Тульской губернии в начале XX века. Принадлежала она известному в то время тульскому банкиру и потомственному почетному гражданину Тулы И. Д. Фортунатову. Как и сейчас, окупаемость газеты напрямую зависела от количества рекламных объявлений. Благо спрос на платные заметки был и тогда велик. Поэтому газета буквально пестрила рекламными текстами и гравюрами, с помощью которых мы и восстановим картину быта и нравов в дореволюционной Туле.

Лечение алкоголем

Что бы сказала сегодня главный теледоктор страны Елена Малышева Главному Врачебному Инспектору за № 11211, который разрешил продажу портвейна в аптеках и аптекарских магазинах Тулы? А ведь лечебный портвейн 100 лет назад действительно считался полезным при некоторых заболеваниях. Более удивительно то, что и сегодня ряд интернет-изданий советует пить красное вино от рака, атеросклероза, преждевременного старения. Невольно вспоминается выпуск «Фитиля» о «пользе алкоголя». Там герой Евгения Леонова, помнится, советовал: «… Суставам смазку дает 150 „Зубровки“, 200 „Мiцне“, 250 „Алиготе“, „Три семерки“, 300 „Солнцедара“ и ацетон, только капелька, для запаху,— забываешь, где суставы…»

Не менее интересным кажется объявление о «Несравненной рябиновой». Сам Шустов, поставщик двора его императорского величества, рекомендует пить настойку на водке «при каждом завтраке, обеде и ужине». По мнению производителя, его крепкий алкогольный напиток своим успехом обязан «превосходному действию на желудок рябины, ускоряющей пищеварительные процессы».

Справедливости ради нужно отметить, что подобная реклама существовала в самом начале антиалкогольной кампании Николая II. Но тогда значение ей никто не придавал, запрет действовал только на продажу водки, позже — вина и пива и, по задумке инициаторов, должен был продлиться вплоть до конца Второй Отечественной войны (ныне Первая мировая война). С усилением антиалкогольной кампании к середине 1916 года все объявления, связанные с алкогольной продукцией, исчезли с газетных страниц.

Лекарственные средства и врачебная практика

«Тульская молва» изобилует рекламой различных мазей и пилюль, в основном помогающих при венерических заболеваниях. Кроме них «тульской публике» советуют пить таблетки от ожирения, а при крайней необходимости — известное и в наши дни слабительное Purgen.

Так как подделкой лекарственных препаратов занимались и тогда, в газете опубликовано следующее предостережение: «Никуда не годную подделку и фальсификаты содержат все те коробки, которые не снабжены синей бандеролью с русской надписью и на которых внизу на крышке не помещена фирма Dr. Bayer es Tarsa Budarest».

Добрая половина всех объявлений в «Тульской молве» — это реклама платных медицинских услуг. Особую известность имел доктор Говзман — специалист в области лечения венерических, мочеполовых, кожных заболеваний и сифилиса. Его объявление почему-то печаталось отдельно на 3-й полосе.

Жизнь — театр

Собственное здание труппа Тульского театра драмы, чья история исчисляется с 1777 года, получила только в 1912 году. Сейчас оно принадлежит областной филармонии. Широкую известность тульская сцена получила благодаря Л. Н. Толстому: здесь одними из первых в России ставились спектакли по его пьесам, да и сам писатель неоднократно бывал на репетициях.

В начале XX века конкуренция на театральных подмостках была настолько сильной, что многочисленным коллективам приходилось завоевывать предпочтения публики в нелегкой борьбе. Одновременно шли десятки представлений, спектаклей, концертов. Газетная публикация тогда давала серьезное преимущество в деле продажи театральных билетов. А театральные афиши размещались на первой полосе «Тульской молвы». Ровно 100 лет назад туляков приглашали посетить следующие постановки:

«Театр XX века на Киевской — „Нет ее ни доли, ни счастья“;

Гвоздь сезона — «Тайна комнаты № 31»;

Новый театр Благородного Собрания — «Маленькое кафе, или Женщина на блюде»;

Электротеатр «Триумф» — «Мировая война. Все боевые эпизоды на суше, в воздухе и на море. 1914–1915-1916 гг. Свыше 100 боевых эпизодов»;

Электротеатр «Свет» — новая программа «То, что сжигает сердце»;

Электротеатр «Победа» (находился за городом в Чулково на ул. Гармонной) — художественная драма «Во власти куртизанки».

Первоклассный славянский цирк

В 1909 году цирковой артист, борец и атлет Иван Максимович Поддубный построил в Туле бревенчатый цирк, помещение которого сдавалось в аренду различным труппам. Но артисты не любили это здание: там было сыро, холодно и, несмотря на электрическое освещение, тускло. Тогда борец-поясник, антрепренер по фамилии Горец выстроил в Туле на территории базара другое, зимнее здание цирка. Объявления о его представлениях значатся в «Тульской молве» под заголовком «Первоклассный славянский цирк».

Платные дороги

Платные дороги, как это ни покажется странным, существовали и сто лет назад. В газете «Тульская молва» размещено объявление на сдачу в аренду шоссейных застав «для взимания на них шоссейного сбора с проезжающих». Распоряжалась губернским имуществом земская управа. Получить столь прибыльный объект можно было только в результате торгов.

Шоссейные сборы с дорог, находившихся в непосредственном ведении Министерства путей сообщения, шли в пользу Государственного казначейства. Со всех же остальных дорог они собирались в пользу земств, сельских общин и частных лиц, содержавших дороги и различные дорожные сооружения — мосты, перевозы и т. д. При этом для частных лиц сборы устанавливались с разрешения министра внутренних дел и обыкновенно в размере, равном шоссейным сборам на казенных и земских дорогах.

К сожалению, качество дорог и тогда оставляло желать лучшего, в то время как доход они приносили весьма солидный.

Лотерея-аллегри

Моментальные, как их назвали бы сейчас, лотереи были довольно популярным и прибыльным развлечением в начале XX века. В 1916 году одна из таких лотерей проводилась в Петровском парке Тулы (ныне ЦПКиО им. П. П. Белоусова) в пользу дамских комитетов Всероссийского Союза Городов и Красного Креста. Доходы от продажи билетов стоимостью 35 коп. шли на нужды организаций, помогающих раненым солдатам. При этом участники лотереи могли выиграть довольно солидные призы, судите сами: корова, куры, самовары, швейные машинки, золотые и серебряные украшения, сервизы столовые и чайные, зеркала, мебель, «изящные рукоделия».

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных