Валит снег и стелет шаль

Назад

19 января 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

В галерее «Ясная Поляна» открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку. В экспозиции — раритеты из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Тончайшие поблескивающие «паутинки» натянуты на деревянный багет и подвешены в воздухе. Старший научный сотрудник оренбургского музея Наталья Харциенко объясняет, что это, пожалуй, оптимальный способ их экспонирования. Если повесить багет с тончайшим серебристым палантином на стену, изысканный узор «паутинки» немного теряется, а если платок сложить, то орнамент и вовсе не увидишь…

Оренбургский пуховый платок — больше чем традиционный промысел, известный более 200 лет. В России это символ женственности и тепла, уюта и нежности. Описывая своих героинь, русские писатели и поэты «одевали» их в шали и платки — на выставке представлены цитаты из произведений Алексея и Льва Толстых, Антона Чехова и Ивана Бунина, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова и Бориса Пастернака. Пуховый платок для русских авторов часто становился метафорой в изображении зимней природы. «Валит снег и стелет шаль…»,— это строчка из стихотворения Сергея Есенина «Пороша».

Среди разнообразия русских платков и шалей легкий, теплый и невероятно красивый оренбургский платок — уникальное явление. Потому что вяжется из пуха особой породы овец. Оренбургские козы — результат многолетней селекции и резко континентального климата. Суровая морозная зима и жаркое лето, разнотравье степных пастбищ — все это стало причиной появления у козьего пуха специфических свойств.

— Наши мастерицы и сегодня все делают вручную,— рассказывает Наталья.— Чешут шерсть, прядут, сматывают нить в маленькие клубочки, вяжут чулочными спицами — если «паутинку», то особенным образом скручивая шерстяную нить с такой же тончайшей шелковой…

Сегодня большая «паутинка» весит около 80–100 граммов, а лет сто назад и вовсе весила не более 40. Причина некоторого утяжеления оренбургского пуха, как считают специалисты,— меняющиеся экологические условия.

Среди представленных на выставке изделий — не только белоснежные и серебристо-серые аристократичные «паутинки». Есть здесь и более толстые, теплые платки и шали, предназначенные для повседневной носки. Не менее красивые и так же искусно связанные.

Выставка дополнена предметами быта XIX века — чайниками, молочниками, чайными парами. Все это — атрибуты дворянского быта, навсегда ушедшего в прошлое. Кроме того, в экспозиции можно увидеть постеры с фотографиями героинь советского кино. Валентина Серова, Марина Ладынина, юная Жанна Болотова — все они кутаются в пуховые платки, подчеркивающие их красоту, душевную стойкость и нежность.

А еще на выставке представлены образцы современного преломления темы оренбургского пухового платка. В том числе — большое фото коллекции дизайнера Анастасии Романцевой, в которой использованы традиционные для «пухового» промысла орнаменты.

Большая удача, что коллекция оренбургских пуховых платков приехала в Тулу зимой, когда на улице холодно, а город заснежен. На фоне зимнего пейзажа за окном они кажутся еще теплее…

Выставка продлится до 21 февраля.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных