Игры нежного возраста
01 марта 2019 00:00
Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: предоставлены Тульским государственным театром кукол
Нередко в аннотациях к детским спектаклям можно увидеть отметку 0 +, что некоторые родители воспринимают буквально. Вот и получается, что на представлениях в зале появляются практически младенцы, которые и сами не понимают, что происходит на сцене, и другим смотреть мешают. Тульские кукольники решили восполнить пробел в возрастной адресности репертуара и выпустили спектакль в стиле модного ныне
При этом обозначенный на афише возрастной ценз 0 +, тем не менее, содержит пояснение: рекомендовано для детей с двух лет.
— Порой к нам ребятишек не приводят, а приносят, потому как в силу возраста они еще не в состоянии передвигаться самостоятельно. Актерам удержать внимание таких малышей в постановке, предназначенной для более старших, практически невозможно,— говорит директор Тульского государственного театра кукол заслуженный работник культуры РФ Наталья Рязанцева.— Очевидно, родители не понимают, что спектакль — это живой организм, который чутко реагирует на всё, что происходит вне задуманного сценария. И эта реакция исполнителей может невольно повлиять на качество представления, причем не всегда в лучшую сторону, отчего страдают прежде всего зрители. Вот и появилась идея создания спектакля в стиле
Докатилось и до нас
Действие спектакля для самых маленьких происходит в небольшом помещении, напоминающем о домашней обстановке. В варианте тульского кукольного — это сцена, где
— Мы задумали в экспозиции действия игру светотеней,— говорит Любовь Пахомова.— При приглушенном свете на ширме появляются светящиеся фонарики, звучит музыка, а завораживающий «голос за кадром», как нам казалось на репетициях, должен был начинать повествование, интригующе погружая присутствующих в атмосферу предстоящего —
Театр или анимация?
— Этот момент мы не учли,— прокомментировала режиссер.— Но если декорацию оформлять еще и с тыла, тогда, думаю, детей точно будет тяжеловато организовать на участие в кукольном спектакле перед ширмой, ведь могут остаться и за ней, где тоже красиво.
Участие зрителей в спектакле — не оговорка,
— Я и сама была такого же мнения до посещения театрального форума в Набережных Челнах,— признаётся Любовь Пахомова.— Там идею
Спектакль без границ
Пьесу Любовь Пахомова написала сама с учетом рекомендаций детских психологов о необходимости максимально частой смены сценических картинок — так вероятней всего удержать внимание малышей. Не изобилует постановка и текстом, который явно не на пользу в «ясельном» спектакле, а вот физического действия в нем предостаточно, что дает актерам возможность максимально проявить себя.
В спектакле заняты артисты: Татьяна Еремеева, Антон Акимов, Кристина Уткина и Алишер Жумаев. Их исполнительский ансамбль наполнил постановку нескрываемой внутренней теплотой и сделал диалог со зрителем исключительно доверительным, несмотря не некоторые непредвиденные обстоятельства.
— Дети оказались активней, чем мы предполагали,— делится впечатлениями после премьеры Кристина Уткина.— В некоторые отрепетированные мизансцены зрители внесли серьезные коррективы, что нельзя было предвидеть в полной мере. Дети вклинивались всюду, поэтому наша задача по сохранению целостности спектакля значительно усложнилась. При этом никакой растерянности лично я не испытала. Напротив, было интересно и хотелось не просто не спугнуть ребят, а дать им возможность максимально проявить себя.
Одним из украшений спектакля стали сцены с элементами теневого театра. Чтобы сделать их на достойном уровне, режиссер специально ездила в столицу на
Оформила спектакль