Среда 23 сентября

Гул затих. Высоцкий — о Высоцком

Назад

16 Февраля 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Елизавета КУРИЛОВА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого ознаменовалось небывалым количеством вечеров памяти по всей стране. Телевидение порадовало множеством программ о жизни и творчестве актера и поэта, а также ретроспективой фильмов с его участием. Ориентироваться в общем потоке было непросто. Поэтому, когда суета уже утихла, захотелось отдельно поговорить о постановке Тульского театра драмы «…Я вышел на подмостки…».

Пастернаковская строчка в названии спектакля сразу же отсылает нас к одному из первых революционных спектаклей Театра на Таганке, в котором Высоцкий играл главную роль. И настраивает на серьезную работу. Никакой «клубнички», никаких мемуарных моментов из серии «всё, что было не со мной, помню». Только творчество.

Только ли? Песни Владимира Высоцкого из разных циклов, из разных периодов и, пожалуй, из разных жизней — это сильнее, чем анализ одной биографии или даже эпохи — трудной, противоречивой, обремененной творческими поисками и неизбежными в таких случаях конфликтами. Конфликтами не с театральным, кинематографическим или заводским начальством, а с целым миром, с человеческим «эго», даже с самим собой. Военные песни, лирика, жанровые работы — это всё о нас, в том числе — о нас сегодняшних.

На первый взгляд, в спектакле «…Я вышел на подмостки…» нет ни сюжета, ни фабулы. Но режиссер-постановщик Лариса Козлова удивительно тонко уловила драматургию самого Высоцкого, его песен, его короткой, но наполненной жизни, трагической и яркой судьбы, так что любая попытка «театрализации» образа была бы, мягко говоря, излишней.

Исполнители — актеры Игорь Небольсин, Антон Архипов, Юрий Богородицкий, Марина Борисова, Ян Воробьев, Алексей Емельянов, Инна Тарада — обошлись без малейших претензий на копирование, что явно говорит о хорошем вкусе.

Рецензировать Высоцкого трудно и, пожалуй, бессмысленно. Об этом написано множество работ: от поверхностных — до серьезных. Но так просто и точно передать глубину человеческих страстей и трагедий, как это умел сам Владимир Высоцкий, не удалось, возможно, никому. Наверное, должно пройти время, чтобы понять и осмыслить.

Но кому понимать и осмысливать? В зале Тульского академического театра драмы ожидаемо собралась возрастная публика — люди, для которых творчество Высоцкого было глотком свежего воздуха в душном мире всеобщих «одобрямсов» и наступающего жлобства. А ведь он пел и о том, что окружает нас сегодня. И молодежь знает песни Высоцкого, поет их. И не исключено, что даже понимает. Но — ни одного юного лица среди зрителей. Жаль.


Наши партнеры
Реклама