Суббота 06 июня

Школьные уроки: бадминтон – всё. Теперь – шахматы

Назад

04.08.2017

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Депутаты, чиновники и общественные деятели продолжают придумывать дисциплины, которые необходимо преподавать в школах. Из последнего – уроки гуманного обращения с животными, занятия по безопасному селфи, семейным ценностям и даже хоровому пению. А с 1 сентября в 24 школах Тульской области введут новый обязательный предмет – шахматы, инициативу предложил лично президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, его поддержала министр образования Ольга Васильева. «Молодой коммунар» предложил своим читателям подумать, чего ещё не хватает в школах – какие предметы следует ввести, а какие исключить.



Александра Коробкова,
выпускница школы 2017 года:
0408-Коробкова.jpg- Мне больше всего не хватало в школе разделения по профилям в старших классах и выбора уклона. Я решила, что буду поступать на техническую специальность, поэтому для меня были лишними некоторые предметы. Например, обществознания, экономики, истории и английского у нас было по три часа, а того же русского, который являлся обязательным предметом для сдачи, всего два в неделю. Хочется, чтобы хотя бы в одиннадцатом классе, когда голова забита ЕГЭ и усталость через край, было что-то вроде свободного посещения: обязать ходить на основные – русский и математику, и те, которые сдаёшь, а по всем остальным ввести свободное посещение и зачётную систему – дать темы и по ним устраивать в конце полугодия контрольные. Это было бы очень хорошо, ведь когда каждый день по семь уроков, а потом ещё и бежать на курсы и заниматься до самого вечера, было очень утомительно.

Николай Астахов,
дизайнер:

0408-Астахов.jpg- Со школьным обучением сейчас – беда. Мой друг – опытный педагог и нередко поднимает эту тему: из школ постепенно уходят профессионалы, а новые не появляются. Поэтому какой бы предмет ни пытались ввести – всё дело в тех, кто будет обучать.
В наше время был такой предмет – назывался УПК, это такие занятия по выбору, но не факультатив, а обязательные, даже с оценками. Ему был посвящён целый день, мы уходили из школы в другое здание и там занимались тем, что каждому интересно: кто-то – программированием, другие – слесарным делом, третьи осваивали азы профессии  автослесаря.
Сейчас, насколько я знаю, все УПК закрыты, и такой вариативности в обучении нет. А жаль. Мне кажется, дети сами должны выбирать, что им нравится – петь хором, играть в шахматы или чинить машины.
Лана Леонова,
маркетолог, предприниматель:
0408-Леонова.jpg- Я только за дополнительные дисциплины, расширяющие кругозор детей, обучающие думать, а не только читать и воспроизводить материал. Моему сыну 11 лет, в начальной школе у него были шахматы, и он неплохо с ними справлялся. Но все дети разные, и в идеале эти занятия хочется видеть одним из предметов по выбору. Могу представить, что многим детям спортивного склада, непоседам шахматы покажутся мучением, как и хоровое пение, например.
На мой взгляд, школьная программа требует включений предметов практических, близких к жизни. Основы финансовой грамотности, конфликтология. Мне очень нравится идея проектной работы, когда ребёнок занимается какой-то интересной идеей несколько месяцев, развивает её, изучает, а потом ребята презентуют свои проекты на школьном празднике. Это дало бы стимул школьникам делать что-то не из-под палки, а по собственному интересу, возможно с призами.
Школьная нагрузка сейчас, как мне кажется, вполне посильная, но в последние годы я слышу много  историй об успешном домашнем образовании. Причём это не ситуация, когда родители днями и ночами сидят с ребёнком и преподают, – это истории самообучения под контролем взрослых. И мой сын, узнав о такой возможности, тоже очень хотел учиться на дому. Мы пока не пошли на этот шаг – попробуем поучиться в пятом классе, чтобы убедиться, что школа – это система, настроенная на развитие детей, а не на сдачу экзаменов.
Александр Белов,
писатель:

0408-Белов.jpg- Дети в школах очень перегружены, особенно в старших классах. Мои внучки хорошо учились, окончили школу с медалями, но чего это им стоило – постоянные уроки, дополнительные занятия, подготовка к экзаменам и т.д. И вроде бы ничего лишнего в их программе нет – всё только нужное: общеобразовательные предметы, без которых просто нельзя жить. И это, кстати, очень отличается от того, что было в моё время.
Мы в школе успевали и знания получать – в институты поступали, и в то же время гармонично развивались. Много времени уделялось спортивным занятиям и НВП, сейчас нередко говорят, что это лишнее, но я так не считаю – свою пользу эти уроки мне принесли. Ну и то, что наше поколение было более здоровым, – бесспорно.
Отмечу ещё один момент, который сейчас в школах отсутствует, и вот его бы я, пожалуй, возродил – это трудовое воспитание. Не просто уроки труда, а реальная практика, которая поможет человеку в жизни. Я помню, как, будучи школьником, проходил обучение на заводе чулочно-носочных автоматов и даже получал там зарплату – 80 рублей в месяц, что в 1964 году для восьмиклассника было более чем хорошо.
Юлия Борщёва,
инженер:

0408-Борщева.jpg- Сейчас из-за загруженности родителей на работе многие дети растут сами по себе, поэтому хотелось бы, чтобы школа взяла на себя больше воспитательных функций, и неплохо было бы ввести такие предметы, которые учили бы подростков правильно общаться друг с другом, с родителями, с преподавателями и т. д. В наше время нас учили ориентироваться на хорошие примеры, на состоявшихся и успешных людей, а сейчас такого нет.
Мой сын учится в гимназии, его туда рекомендовали ещё в детском саду. У нас есть дополнительные предметы, и программа, как мне кажется, сбалансированная, но так далеко не во всех школах, поэтому стремиться нужно к лучшему и к большему.
Пётр Тишин,
международный гроссмейстер,
преподаватель:

0408-Тишин.jpg- Если спросить людей старшего поколения, то многие из них будут за шахматы в школе, а среди молодых есть уже и те, кто даже не знает, что это такое и как в них играть. Я работал в школе, где шахматы в начальных классах были обязательным предметом, и в этом были как плюсы, так и минусы. То, что эта игра способствует умственному развитию,  – бесспорно, как и то, что она подходит не всем, потому как требует от человека определённых качеств, которыми он, возможно, не обладает.
Я вёл занятия для всего класса – передо мной сидели 30 человек, что, конечно, очень много: для начального уровня максимум – 15, а затем – и того меньше. Плюс дети усваивают материал неравномерно: кто-то уже ушёл далеко вперёд, а другие ещё переваривают предыдущее. На первых порах занятия нравятся практически всем, ребята рвутся в бой, но потом для кого-то это становится рутиной, они начинают отвлекаться и нарушать дисциплину, чем мешают тем, кто хочет учиться.
Считаю, шахматы могут присутствовать в школьной программе один год, например во втором классе, – этого вполне достаточно, чтобы понять, есть ли у ребёнка такая склонность. Кому понравится – пойдут дальше, возможностей для занятий, причём бесплатных, сейчас в Туле хватает. Но четыре года, как предлагается сейчас, это очень много и подойдёт не всем. К тому же оценивать способности непросто – я, например, не ставил оценки ученикам, а только плюсики или звёздочки, как в начальной школе.




Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама