«Щёкиноазот»: послезавтра начинается сегодня

Назад

23 ноября 2018 00:00

 0
Экономика

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА и Андрея ТЕТЕРИНА («Щекинский химик»)

Много лет рабочие кадры и руководителей среднего звена для «Щёкиноазота» готовит Щёкинский политехнический колледж. И сейчас в ЩПК по-прежнему ориентируются на кадровые потребности ведущего предприятия химической отрасли. Но если в советское время специалистов готовили по принципу «план по валу», то теперь выпускники, направляемые на «Щёкиноазот»,— «штучный товар».

По-прежнему, но по-новому

— Потребность в квалифицированных кадрах продолжает оставаться актуальной,— рассказывает директор колледжа Ольга ЗЯБРЕВА.— Химики-технологи все поступают на работу на наше ведущее предприятие. Но, помимо химиков, на производстве нужны и электрики, и механики, и специалисты по контрольно-измерительной аппаратуре и по управлению качеством. И мы их готовим. В 2018 году получили лицензию по профилю «технология производства изделий из полимерных композитов» — нет сомнений, что выпускники найдут себя и на «Щекиноазоте», и на других производствах.

Конечно, ребята, окончившие девять классов, еще слабо представляют свое будущее и вряд ли задумываются о перспективах. Нравится химия — это наиболее частая причина выбора образовательного учреждения. Что ж, уже немало.

На первом курсе новоиспеченных студентов ждут самые общие знания и экскурсия на «Щекиноазот». В музее трудовой славы предприятия ребят знакомят с историей и сегодняшним днем компании, рассказывают о ближайших планах и перспективах. Это начальный этап.

Второкурсников ждут уже практические занятия. Они, и это подтверждается учебными планами, проводятся совместно со специалистами «Щекиноазота» и максимально привязаны к практическим задачам. Более того, с прошлого года такие занятия проводятся и на площадке предприятия, тем более что химикам есть что показать молодежи — технологии новейшие, оборудование самое современное, высокоэффективное.

Третьекурсники уже приходят на практику. Некоторые здесь и остаются. То есть как — остаются? Да, они устраиваются на работу, заключают трудовой договор, как это положено по законодательству. А занятия в колледже продолжают по индивидуальному графику.

Когда науку постигаешь руками

— Это не очень просто для ребят — тратить на учебу вечернее время и свои выходные дни, тем более что никаких послаблений им не полагается — всё надо сдавать вовремя и как следует. Поэтому мы рекомендуем такой график не абы кому — некоторым советуем сначала подтянуть учебу, например исправить троечку, даже если она одна и «случайная»,— поясняет Ольга Васильевна.— Но большинство студентов, выбравших такой путь, знают, на что идут. Диплом они получают, уже став квалифицированными специалистами, зарекомендовавшими себя в деле и влившимися в коллектив. Это многое значит для человека, начинающего свой трудовой путь. Естественно, в такой подготовке, в дуальном образовании заинтересовано и предприятие — вчерашние школьники, занятые конкретным делом, взрослеют быстрее, понимают и принимают всю полноту ответственности за порученное дело.

Слесарь котельно-механического отделения ремонтного производства Кирилл ТОПОЛОВ и колледж окончил, и в вуз уже поступил. В этом году. К выбору будущего места работы отнесся со всей ответственностью.

— Когда учился в ЩПК, узнал о возможности пройти практику на «Щекиноазоте», остаться там работать и учиться дальше по индивидуальному графику,— вспоминает он.— Посоветовался дома — родные одобрили выбор. Потом поговорил с директором колледжа О. В. Зябревой — она также поддержала меня.

Освоить профессию помог наставник — слесарь VI разряда Владимир Константинович Юсов. У него, считает Кирилл, просто дар такой — объяснять людям, как надо работать. Объяснит — и давай, пробуй сам! А наставник смотрит и говорит, что правильно, а что не так…

— Не знаю, у кого как, а у меня, например, материал лучше «доходит» через руки, а не через уши,— признаётся молодой человек.— Вот на экзамене надо было про задвижку рассказать. Да я бы в жизни столько не рассказал, если бы эту задвижку в руках не держал…

Сейчас работа у парня серьезная — ремонт и испытания новой арматуры — запорной, регулирующей, предохранительной. Понятно, что дело ответственное. И явно интересное.

— Для испытания арматуры на М-450/А-135 нам купили новый стенд российского производства — в Пензе делали,— говорит Кирилл с гордостью.— Точность — максимальная. Даже работать на таком оборудовании приятно…

Не менее приятно, когда твой труд ценят. «Зарплата отличная» — это единогласно утверждают и специалисты с опытом, и новички, пришедшие на «Щекиноазот» со школьной или вузовской скамьи. Есть отличные возможности для отдыха, для занятий спортом. И, что немаловажно, возможности для профессионального роста…

Наставники для студентов и… наставников

Особое внимание на «Щекиноазоте» уделяют системе наставничества, и политехнический колледж вписан в эту систему органично.

Конечно, на производстве есть наставники у студентов, проходящих практику, у новичков, закончивших обучение или занимающихся по индивидуальному графику. Последние также становятся своеобразными наставниками учащихся младших курсов. Они рассказывают о предприятии, о будущей работе — уже с пониманием сути дела — на классных часах «Твоя профессия». И это намного убедительнее рекламных слоганов и призывов.

А еще на «Щекиноазоте» есть наставники для… преподавателей ЩПК. Специалисты, инженерно-технические работники занимаются с ними так же, как и со студентами. Педагог должен досконально знать то, о чем рассказывает подрастающему поколению. А ведь это не просто: предприятие живет очень динамичной жизнью — строятся высокоэффективные производства, внедряются самые современные, самые передовые технологии, осваивается выпуск новой продукции. Поэтому стажировки для преподавателей сроком не менее двух недель в год обязательны.

Наталья Сергеевна ДМИТРИЧЕНКО преподает в колледже спецдисциплины, специальность — ремонт, монтаж, эксплуатация промышленного оборудования. За ее плечами — три производственные стажировки, две из них — на «Щекиноазоте».

— Конечно, преподавать теорию без знания практической стороны вопроса невозможно,— считает она.— Тем более что динамичное развитие «Щекиноазота» заставляет нас идти в ногу со временем — здесь автоматизированы все процессы, оборудование самое современное, надежное и удобное в эксплуатации, экологичное. Сейчас рабочий человек уже трудится с чистыми руками, но при этом без знаний ему никуда.

По семейной традиции

Конечно, в колледж приходят учиться и те, чья связь с выбранной профессией началась с семьи.

У будущего электрика Даниила Иванова на «Азоте» сварщиком работал дедушка Андрей Васильевич Елаксин. Владимир Кузин готовится продолжить семейную династию — на предприятии работали и работают мама, папа и дедушка. А основал династию Кузиных еще прадед. Для таких ребят важно не посрамить рабочую честь семьи.

А вот токарь Данила Липаев уже работает на «Щекино-азоте» без малого год. Работает и учится на последнем курсе Щекинского политехнического колледжа. Карьера Данилы, как и у многих, началась с практики. То, что он пришел именно сюда — в ремонтное производство, было как бы предопределено. Именно здесь, причем за тем же самым станком, начинал когда-то его отец Александр Александрович Липаев. И наставник у них общий — Александр Николаевич Жданов, воспитавший не одно поколение специалистов высочайшего класса. Наставник, что и говорить, опытный, человек знающий и преданный своей профессии, «Щекиноазоту». Вместе с предприятием прошел через все трудности, через самые тяжелые годы и испытания.

Первое, в чем убедился Данила Липаев, встав за станок: знания в колледже дают хорошие, но все-таки «очень базовые». Практика помогла расширить кругозор, всерьез заинтересоваться профессией. И работой в компании. Парень повысил разряд до четвертого и останавливаться на достигнутом не собирается.

— Сейчас время подумать об армии,— говорит он.— Служить надо, но после службы хочу вернуться на «Щекиноазот». Здесь хорошие возможности для развития. Например, мне предлагают продолжить образование в Ивановском химико-технологическом университете…

Нас здесь ждут и ценят

Тесное деловое сотрудничество связывает компанию «Щекиноазот» и целый ряд вузов. Особо надо сказать об Ивановском химико-технологическом университете. Особо, потому что это — профильный вуз. Будущие работники «Щекиноазота» здесь учатся на целевых местах по направлению предприятия, а настоящие — без отрыва от производства, заочно. Бывают и особые случаи, когда компания просто приглашает на работу лучших выпускников.

Георгий МЯСНИКОВ закончил ИХТУ с отличием. Перед выпуском ему позвонили из отдела кадров компании «Щекиноазот» — предложили работу.

Сейчас Георгий — инженер-проектировщик в ПКБ в секторе технологов.

— Встретили меня очень тепло, даже не ожидал, что так будет,— улыбается он.— Словно долго ждали — готовое рабочее место, спецодежда для выходов на производство, готовность выслушать в любой момент и поддержать. Вообще коллектив у нас очень дружный, сплоченный, любой всегда готов прийти на помощь в случае каких-то затруднений.

Но основным наставником Георгий считает главного инженера проекта Александра Владимировича Качаунова — «он у нас самый опытный, может столько рассказать о производстве, сколько никто даже и не знает».

— Честно сказать, учителей и наставников у меня много, даже трудно назвать всех. Но все свои работы в первую очередь показываю Александру Владимировичу,— продолжает молодой специалист.— Он и неточность малейшую не пропустит, и всегда поможет в случае затруднений найти оптимальное решение. Работать здесь очень интересно — один проект сменяется другим. Не знаю, есть ли еще предприятия, развивающиеся настолько динамично. Когда я пришел, новым еще считался М-450, а уже через полгода моей работы пустили М-450/А-135. Сейчас в разработке другие проекты. И, считаю, я должен стремиться к тому, чтобы мне давали всё более важные и сложные задания. Расти надо в первую очередь профессионально, тогда и карьерный рост обеспечен — здесь с этим всё четко.

Бытовая сторона жизни тоже с трудностями не сопряжена: Георгию Мясникову, как и его молодым коллегам из других городов, компенсируют расходы на съём квартиры. Сейчас разработан проект по строительству компанией собственного жилья для специалистов — это очень точное и перспективное решение.

Роман АРХИПОВ квартиру от предприятия не ждет. Он уже приобрел ее в ипотеку. Выплачивать кредит помогает «Щекиноазот», а до этого молодому специалисту также оплачивали съемное жилье.

Роман — мастер рентгеногаммаграфического и ультразвукового контроля в лаборатории ремонтного производства. Он окончил другой вуз, развивающий партнерские отношения с химической компанией — ТулГУ, защитив диплом на кафедре «Физика материалов и материаловедение».

— Уже на третьем курсе я понял, что хотел бы работать здесь — на «Щекиноазоте». Почему? Я много слышал об этом предприятии, о том, что оно динамично развивается. Может быть, решающим стала рекомендация моего отца, который по работе был связан с нашей компанией,— рассказывает Роман.— Вот по окончании вуза и направил резюме в отдел кадров. Встретили меня здесь хорошо, тепло, что, честно скажу, даже удивило. Очень помог мой наставник — начальник нашей лаборатории Александр Николаевич Мумятов, поделился всем, что знает сам. И это важно, потому что в условиях постоянного обновления производств невозможно работать, как говорят, «по накатанной» — чуть не каждый день у нас что-нибудь новое, так что перестраиваться приходится оперативно. Зато это интересно — технологии, которые внедряются на «Щекиноазоте», для России уникальны, до нас таких производств в стране не было. Перед пуском нового производства проверяем оборудование. Понятно, что здесь не схалтуришь — уж очень высокой может быть цена ошибки. Конечно, мне поначалу трудновато пришлось. Но не скажу, чтобы уж до невозможности…

Мне нравится, что у «Щекиноазота» — большие и вполне четкие, понятные перспективы. Нравится, что здесь поощряют желание учиться, профессиональная подготовка у нас ведется непосредственно на предприятии, занятия — три раза в неделю. (Роман скромно промолчал о том, что он включен в управленческий резерв предприятия и учится вместе с руководителями). Мы участвуем в госпрограмме по повышению производительности труда, у нас внедряется система «Бережливое производство». Это здорово помогает в организации рабочих процессов.

И конечно, нельзя не отметить заинтересованность предприятия в своих сотрудниках. Достойная заработная плата, хорошие условия труда и возможности полноценного отдыха — этим тут никого не удивишь. И вообще, соцпакет здесь — не просто оплачиваемый отпуск и больничный. Это — уверенность в завтрашнем дне: предприятие развивается, значит, работа будет.

«Щекиноазот» также сотрудничает с Новомосковским институтом РХТУ им. Д. И. Менделеева: вуз — традиционная кузница кадров для предприятия. Программа переподготовки кадров связывает химическую компанию с ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Выпускники этого университета также работают на производстве.

Но в этом году щекинские химики решили шагнуть в… послезавтрашний день. И, ставя перед собой задачу ранней профессиональной ориентации, озвученную Президентом России В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию, открыли специальный химико-технологический класс в Щекинском лицее.

Профессионалы со школьной скамьи

Специализированному классу, честно говоря, от роду едва месяц. Достаточно много времени понадобилось для подготовки, в том числе и документов.

Учебный план предусматривает углубленное изучение химии и последующее знакомство с технологиями. Составлялся он совместно с НИ РХТУ, куда ребята пойдут учиться после лицея, и, конечно, при деятельном участии «Щекиноазота», который готов предоставить будущим химикам-технологам современные рабочие места.

— Добавились не просто часы химии, а их у ребят будет 5 в неделю,— поясняет директор лицея Надежда Алексеевна ФИЛАТЧЕВА.— Серьезное внимание мы собираемся уделить основам научной деятельности. В год на индивидуальные проекты учащихся химико-технологического класса отводится 35 часов. Естественно, склонность к исследованиям, самостоятельность творческого мышления здесь планируют развивать не на пустом месте, а на конкретных задачах, стоящих в том числе и перед «Щекиноазотом».

Впрочем, как уверяют педагоги, программа химико-технологического класса не предусматривает исключительного корпения над книгами — она насыщена и тематическими квестами, и специализированными тренингами, и ролевыми играми. И всё же учеба будет напряженной — как иначе?

Химико-технологический класс сегодня — это 11 десятиклассников, 11 добровольцев, заранее избравших химическое производство делом своей жизни.

У кого-то этот выбор предопределен примером родителей. Например, Владислав ПОСТРИЧЕВ знает о перспективах большой химии от отца. Вадим Алексеевич — инженер по водоподготовке производственно-технического отдела компании «Щекиноазот».

— Сейчас он принимает участие в работе над проектом совмещенного производства аммиака и карбамида,— с гордостью показывает свою осведомленность Постричев-младший.

Надежда КРЫЖАНОВСКАЯ тоже о многом узнаёт дома — Владимир Михайлович Крыжановский многие годы проработал на «щекиноазоте».

— Считаю, что это очень перспективное направление, тем более что предприятие развивается, открываются и проектируются новые производства,— убеждена Надежда.

Конечно, все они любят химию, но больше всех предан ей, наверное, Данила ИВЦАЕВ. Услышав о создании химико-технологического класса, он перевелся из другой школы. И теперь добирается на занятия через весь город. Но не жалуется и не ропщет.

— Я с седьмого класса увлекся химией и когда услышал о том, что создается специализированный класс, понял: это то, что мне нужно,— объяснил он свой выбор.— Учитель химии у нас замечательная, класс прекрасный и программа интересная.

Сейчас в лицее готовятся к оборудованию химической лаборатории. «Щекиноазот», конечно, поможет. Как помогает и другим учреждениям образования, с которыми сотрудничает.

— Через неделю мы поедем в Новомосковский институт РХТУ, ребята посмотрят, где смогут продолжать учебу, побывают в общежитии. Знаете, «Щекиноазот» для своих студентов там этаж отремонтировал — такой ремонт дома не у всех получается,— то ли корреспондентам, то ли ребятам с гордостью сообщает Надежда Алексеевна.— Вообще, я хотела бы отметить роль президента компании «Щекиноазот» Бориса Александровича Сокола. Он, несмотря на свою занятость — компания ведь реализует несколько проектов и готовится к новым,— нашел возможность организовать встречу руководства предприятия с детьми, с их родителями. Это ведь очень важно — понимать, что без людей любое, даже самое лучшее производство работать не сможет. А для принципиально новых производств нужны новые специалисты, обладающие всей суммой актуальных знаний и навыков. Это очень редкий дар — уметь заглянуть не только в завтра, но и в послезавтра.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных