Профессионализм, честь и совесть

Назад

16 ноября 2018 00:00

 0
Память

Автор: по материалам пресс-службы АО «АК „Туламашзавод“

Фото:  из архива «Молодого коммунара»

В этом ноябре исполняется 90 лет со дня рождения лауреата Государственной премии СССР, заслуженного машиностроителя СССР, лауреата премии им. С. И. Мосина, главного инженера Тульского машиностроительного завода с 1973 по 1987 год Вячеслава Александровича Мойса.

«Учитесь слушать и запоминать»

Вячеслав Александрович прошел путь от рядового конструктора до главного инженера предприятия. Уникальный человек, настоящий профессионал, талантливый организатор производства… В эти дни о В. А. Мойсе вспоминают его близкие, друзья, бывшие коллеги.

Генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Е. А. Дронов:

— Вячеслав Александрович Мойс был специалистом очень высокого класса. Как главный инженер он отвечал за конструкторские и технологические службы предприятия, за профессионализм их сотрудников. Требовал, чтобы в техническом отношении к выпускаемым заводом изделиям не было претензий. Ни к пушкам различной модификации, ни к ракетам, освоение производства которых начиналось при Мойсе. Несмотря на большую ответственность по отношению к делу, высокую требовательность к себе и своим подчиненным, он умел конструктивно выстраивать отношения в заводской команде. При любых обстоятельствах оставался человеком добрым, отзывчивым, готовым помочь тем, кто в этом нуждался, поддержать советом и делом. Я, например, охотно перенимал его управленческий и инженерный опыт — и он щедро делился со мной своими знаниями…

Вячеслав Александрович родился в Туле. В 1944 году поступил в Тульский техникум железнодорожного транспорта. Причина выбора Славой этого учебного заведения объяснялась просто: его мама Мария Федоровна и отец Александр Петрович были потомственными железнодорожниками. Да и техникум располагался недалеко от дома. Вячеслав легко сдал вступительные экзамены и основательно взялся за учебу. Друзья вспоминают, что у него была удивительная особенность, проявившаяся еще в школе — усваивать сказанное на лету. Позже, в Тульском механическом институте, сокурсники Мойса пытались узнать, как удается ему запоминать сложные лекции, не прибегая к конспектированию. Вячеслав отвечал: «Учитесь слушать и запоминать».

В 1952 году Вячеслав Александрович стал техником-конструктором машзавода. Сослуживцы и руководство предприятия быстро обратили внимание на перспективного молодого специалиста, умеющего сосредоточиваться, схватывать главное и находить верное решение. Через год Мойс поступил на вечернее отделение Тульского механического института. Работа на производстве и учеба в вузе — это было трудно, но необходимо для дальнейшего профессионального развития.

Подчиненные. Талантливые и строптивые

В апреле 1973 года приказом министра оборонной промышленности СССР В. А. Мойс был назначен главным инженером — первым заместителем директора Тульского машзавода.

Спустя три года директор В. И. Чирков напишет в характеристике на Вячеслава Александровича: «Под его руководством и при непосредственном участии освоен выпуск 20 новых сложных изделий. В результате внедрения передовых методов труда к концу пятилетки сократилась численность рабочих, занятых неквалифицированным трудом, до 26 процентов, занятых тяжелым ручным трудом — до 4,6 процента. В. А. Мойс активно реализует мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции, по реконструкции действующих цехов…»

Приоритетом в работе Мойса стало коренное совершенствование производства, внедрение современных методов труда и новейших технологий, увеличение объемов выпускаемой продукции. Как говорили его друзья и коллеги, «главный инженер взвалил на себя целый воз проблем». При Вячеславе Александровиче были запущены промышленные роботы «Универсал», манипуляторы ПМ-200, введено в действие 30 тысяч и реконструировано 70 тысяч квадратных метров производственных площадей, создано 9 комплексно-механизированных участков, внедрено более 2 тысяч единиц оборудования.

Однажды он где-то вычитал фразу, навсегда отложившуюся в памяти: «Будь внимателен к чужому мнению, не бойся талантливых подчиненных». Сам Вячеслав Александрович признавался, что всю последующую жизнь руководствовался этим принципом при общении со специалистами разного уровня. Мойс говорил: «…доверяют не тому, у кого зычный голос, а тому, у кого четко выражена логика доказательств». Ему легко было работать с людьми, пускай строптивыми, но талантливыми.

— Мне приходилось не раз обсуждать с ним сложные комплексные вопросы, касающиеся специзделий,— рассказывал Петр Николаевич Бурьков, проработавший с Мойсом более тридцати лет.— Я доверял ему во всем, отлично зная, что Вячеслав Александрович ни разу не принял решения, противоречащего его чести и совести. Припоминаю неприятный случай, когда нависла угроза срыва серьезного оборонного заказа. На одной из пушек АМ-23 при испытаниях постоянно выходил из строя так называемый досылатель, что было чревато тяжелыми последствиями. Встревожилось не только руководство завода, но и ответственные работники Тульского обкома партии, министерства оборонной промышленности СССР. Ни замена марок стали, ни изменение режимов термической обработки не давали положительного результата… Вячеслав Александрович предложил внести в досылатель конструктивные изменения. Их немедленно внесли, после чего он стал работать бесперебойно…

Идеолог и стратег

Из воспоминаний бывшего главного конструктора мотопроизводства Валентина Ивановича Пудовеева: «В 80-х годах министр оборонной промышленности СССР Павел Васильевич Финогенов задумал проверить, как обстоит дело у главных инженеров крупных оборонных предприятий с изобретательством. Дело в том, что министра явно смущало наличие на счету многих из них очень большого числа изобретений. Порой их количество доходило до тысячи! Единственным, кто искренне удивил министра, был Мойс, не имевший ни одного изобретения. Заслушивая на коллегии министерства вторых лиц заводов, умный Финогенов сразу понял, каким образом они достигли высот „изобретательства“, „рекордов“, и позже воздал им по заслугам… Когда очередь дошла до Вячеслава Александровича, тот обстоятельно, с цифрами в руках, рассказал о проделанной коллективом машзавода работе. Подчеркнул, что менее чем за год машиностроители внедрили три новых образца мотоизделий, в том числе мотоцикл на широкопрофильных шинах. Финогенов тут же принял решение присвоить тулякам первое место в соцсоревновании за освоение новой техники и искренне поблагодарить Вячеслава Александровича… Я был свидетелем того, что происходило на коллегии, и очень радовался. Еще бы, как оказалось, мы обошли таких гигантов, как Ижевский машзавод, Ковровский завод им. Дегтярева, Вятско-Полянский завод…»

Известно, Мойс категорически отвергал предложения некоторых заводских конструкторов стать соавтором подаваемых ими рацпредложений и изобретений. Если же его фамилия всё же попадала в список, Вячеслав Александрович с возмущением вычеркивал ее.

В 1976 году группе ведущих специалистов завода во главе с В. А. Мойсом за модернизацию зенитной самоходной установки «Шилка» присвоили премию имени С. И. Мосина.

Проработавшая с Вячеславом Александровичем многие годы в отделе главного конструктора Лидия Ивановна Шемарина рассказывала: «От Мойса всегда исходила доброта и тактичность. Он мог заметить, например, что человек чем-то обеспокоен, плохо себя чувствует. Мойс обладал острой совестливостью, сопереживал чужой беде и боли».

…Всю свою жизнь Вячеслав Александрович отдал родному заводу. Мойс много работал, и у него не всегда хватало времени на общение с близкими. Уходя на пенсию в 1990 году, он планировал наверстать упущенное и всегда быть рядом с женой, детьми, внуками. Вячеслав Александрович ушел из жизни через шесть лет…

В 2006 году на доме, где жил В. А. Мойс, была открыта мемориальная доска — дань уважения одаренному, преданному делу человеку, который навсегда останется в памяти друзей, коллег и соратников…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных