Агрегаторы в законе

Назад

16 ноября 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Сегодня на тульском рынке активно работают не только традиционные таксопарки, но и колл-центры, а также интернет-ресурсы — сервисы заказа такси. Поправки в федеральный закон «О защите прав потребителей», вступающие в силу 1 января 2019 года,— это попытка определить место новых игроков в правовом поле и повысить их ответственность.

Поиски перевозчика

Российское законодательство едва успевает за стремительно развивающимися и меняющими жизнь технологиями. Кажется, еще совсем недавно туляки спорили, что удобнее: вызывать машину по телефонному номеру таксопарка или ловить на улице. При этом все знали, что первое — безопаснее, потому что компания-перевозчик несет ответственность за качество оказываемых услуг, и если что-то не так, то понятно, кому предъявлять претензии. А сегодня с каждым днем увеличивается число людей, пользующихся мобильными приложениями и интернет-сервисами поисков попутчиков. Ну и кто в таких случаях компания-перевозчик? А что будет, когда в нашу повседневную жизнь войдут беспилотные такси? …

Изменения в закон вводят новое понятие — «владелец агрегатора». Агрегатор — это интернет-платформа, которая сама услуги не предоставляет, но становится посредником между теми, кто это делает (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями),— и потребителем: принимает заказы, передает их исполнителю, предоставляет информацию и, разумеется, поддерживает программное обеспечение.

— В нашей практике был случай: туляк обратился с жалобой на некачественно оказанную услугу водителем автомобиля, вызванного через мобильное приложение «Яндекс. Такси». По его словам, тот ему к тому же нахамил. При этом в салоне такси не была размещена необходимая информация о водителе, адрес и контактные телефоны структуры, контролирующей поездку,— рассказывает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Елена Осенкова.— Мы отправили запрос в ООО «Яндекс. Такси» для того, чтобы выяснить, кто перевозчик. Нам сообщили, что это индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Рязани. Но вот кто именно в данной ситуации несет ответственность за допущенные нарушения? На этот вопрос нам так и не ответили. Специалисты отдела защиты прав потребителей составили протокол об административном правонарушении за непредоставление сведений и передали дело на рассмотрение в суд. В результате индивидуальный предприниматель получил даже не штраф, а предупреждение. Это была очень долгая история. Изменения, внесенные в закон, должны облегчить поиски тех, кто должен отвечать…

А где чек?

Прежде всего отметим, что с компаниями-агрегаторами могут работать водители, имеющие разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси — соответствующие документы выдает министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, после чего вносит имя водителя в реестр — он находится в открытом доступе на сайте регионального минтранса.

После вступления в силу поправок вся информация о перевозчиках, с которыми сотрудничает агрегатор — и юрлицах, и ИП,— должна быть размещена на его сайте или интернет-страничке. Более того, закон требует и от агрегатора, и от перевозчиков следить за тем, чтобы информация не устаревала. Если у перевозчика изменился адрес или контактный телефон — он должен сообщить об этом в течение одного рабочего дня. После этого у агрегатора есть еще один день — на исправление информации на сайте. Владельцы интернет-платформ должны нести ответственность за непредоставление информации об услуге, но вот за качество ее оказания спрашивать надо с перевозчиков — благо теперь их будет легко найти.

Как это заработает в реальности — посмотрим. К сожалению, даже уже существующие — принятые постановлением Правительства РФ в 2009 году Правила перевозок пассажиров и багажа регламентируют далеко не всё. А то, что регламентируют, далеко не всегда выполняется. Например, положение об информации, которая должна быть размещена в салоне такси: наименование фрахтовщика, условия оплаты, визитка водителя с фотографией, название контролирующей организации с телефоном и адресом. Или еще одно — кассовый чек или квитанция, которые водитель должен предоставить пассажиру,— вам хоть раз что-нибудь подобное выдавали? К слову, что касается квитанции, то «Яндекс. Такси» ее высылает.

О сервисе вызова такси «Максим», также популярного в Туле. По словам Елены Осенковой, нововведения его не коснутся, так как к категории «агрегатор» эта компания не относится — другой принцип работы, другое программное обеспечение. Возможно, в будущих поправках найдется определение и для такой технологии.

«Всем заработать хочется»

…Одна из распространенных жалоб на такси — срок бесплатного ожидания клиента. Что поделаешь, его устанавливает перевозчик, так же, как и цену последующих минут. Закон это не запрещает. Тарифы на поездки тоже определяет сама компания — государство не имеет права в этом смысле ее ограничивать. Нередки жалобы на отказ водителя перевозить пассажиров с маленькими детьми — нет специального кресла.

— Водителя можно понять, это грозит штрафом,— замечает Елена Осенкова.— Но у нас однажды был случай, когда потребительница заранее сообщила диспетчеру, что поедет с ребенком и нужна машина с детским креслом. Почему это не передали водителю — неизвестно. Сегодня, как правило, все обращения клиентов записываются, и если женщина подаст в суд, то по требованию суда компания-перевозчик обязана будет эту запись предоставить. Так что шансы отстоять свои права у нее есть…

Шансы наказать нерадивого таксиста существуют, если он не хочет вас везти из-за того, что у него нет сдачи с крупной купюры — он обязан принять любую купюру, находящуюся в официальном обороте. Если вы заказали машину к определенному времени, а она опоздала — в этом случае вы можете требовать штраф за просроченные минуты. Не вовремя поданное или вовсе не приехавшее такси для потребителя может обернуться крупными неприятностями, когда он торопится на прием к врачу, на поезд или самолет. В таких ситуациях можно рассчитывать также на компенсацию не только понесенного ущерба, но и морального вреда.

Один из водителей на условиях анонимности рассказал автору этой статьи о том, что происходит на тульском рынке услуг такси с ростом популярности агрегаторов. Таксисты стараются одновременно сотрудничать сразу с несколькими компаниями, чтобы иметь возможность выбирать самые дорогие на данные момент заказы. Самая гибкая ценовая политика — и это во многом определено технологией — у интернет-платформ. В результате в часы пик стоимость поездки здесь может вырасти почти в три раза, а в других компаниях свободных машин нет.

— А что вы хотите? Всем заработать хочется,— сказал таксист.— На заказ «ко времени» я просто не поеду — их вообще мало кто берет. А вдруг в пробку попадешь или сломаешься? А потом штрафы плати…

Новая редакция Закона о правах потребителей может сделать работу такси более прозрачной и упорядоченной, но все проблемы решить не в состоянии. Не исключено, что нужна более тонкая настройка законодательства. А еще лучше — нормальная здоровая конкуренция. Чтобы мы сами выбирали компанию, которая гарантирует подачу такси вовремя и не очень дорого, с детским креслом, если это необходимо, с вежливым и знающим город водителем, который к тому же выдает квитанцию. И нормальным сроком ожидания, чтобы бабушка могла спокойно спуститься с пятого этажа, не опасаясь заработать «штрафные санкции»…

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Управление Роспотребнадзора по Тульской области 

открыло тематическую «горячую линию» по вопросам услуг такси и кашеринга (прокат автомобиля). Ежедневно по будням, по 19 ноября, с 10.00 до 16.00 (перерыв с 12.00 до 13.00) консультанты будут отвечать на вопросы по телефонам:

в Туле 8 (4872) 55-55-50; 22-33-51;

в Алексине 8 (902) 846-10-81;

в Новомосковске 8 (48762) 6-54-70;

в Суворове 8 (48763) 2-73-23;

в Щекино 8 (48751) 5-34-30;

в Ефремове 8 (48741) 6-53-86.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных