mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Понедельник 19 ноября

Жилища для пролетариев

Возврат к списку

09.02.2018 00:00

Автор: Елизавета КУРИЛОВА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Краеведение/Культура Жилища для пролетариев



«Завтра утром мы выстроим город, назовем этот город — Мечта». С этих строк из стихотворения Дмитрия Кедрина «Строитель» началась церемония открытия выставки «Тень Зеленого города» в Тульском историко-архитектурном музее.

Когда идешь на выставку, рассказывающую о советских проектах превращения дореволюционных узких, тесных городов в «города-сады», представить себе не можешь, что тебя ждет путешествие в настоящую антиутопию 20–30-х годов прошлого столетия, в мир, из которого действительно захочется вырваться… Но обо всем по порядку.

Итак, чего же ожидать от выставки, прибывшей из московского Музея архитектуры им. Щусева? В экспозиции вы увидите множество постеров с объёмным, напечатанным мелким шрифтом текстом, повествующим о различных проектах советских архитекторов, их сопровождают яркие планы и визуализации. Этим проектам не суждено было воплотиться в жизнь. Но при этом зрителя, даже неискушенного в архитектуре, не могут не поразить фантазия и смелость советских авторов.

Для справки. Концепцию «города-сада будущего» создал английский философ и социолог-утопист Э. Говард. Он был озадачен вопросом преступности, многочисленных болезней, нищеты, царящих в Лондоне,— и пришел к мысли, что всё это последствия крайней тесноты и недопустимой плотности населения. У Говарда появляется идея, как разгрузить город: построить микрорайоны с маленькими одноэтажными коттеджами, рассчитанными на одну семью,— это должно было значительно облегчить положение. И в Англии эта схема сработала. Сейчас окраины Лондона действительно состоят из подобных микрорайонов, вошедших в состав самого города.

Идея Говарда приглянулась советским архитекторам, которые в 1917 году, сразу после революции, начинают переосмысливать принципы градостроительства, и уже в 1918 году И. Жолтовский в архитектурной мастерской Моссовета разрабатывает эскизный проект перепланировки и расширения Москвы, работу над которым позднее продолжает А. Щусев. Логика изменения облика города ясна: отказ от всего старого, начало абсолютно новой жизни. Но большинство этих идей так и остались нереализованными: предложенное «новое» слишком уж сильно отличалось от привычного «старого», для радикальных изменений требовались огромные ресурсы, а в 1931 году началось строительство Московского метрополитена, на что уходила львиная доля бюджета страны.

Почему мы упомянули об антиутопиях? Потому, что некоторые проекты действительно пугают современного зрителя. Самый яркий пример — идея К. Мельникова, предложившего соорудить огромные «спальни-дворцы», рассчитанные на четыре тысячи человек, где люди должны были спать все вместе под легким моросящим дождиком из химикатов, улучшающих качество сна, и под звуки природы, доносящиеся из гигантских проигрывателей-ракушек, покрывающих весь потолок. Возникает аналогия с «Котлованом» А. П. Платонова, где главной героине Насте приходится спать в гробу за неимением кровати. И не знаешь, что же лучше: дворец с химикатами или гроб. И ведь этот план действительно мог осуществиться…

Другие проекты более гуманны. В экспозиции представлены уникальные чертежи «жилищ для пролетариев», выполненные архитектором А. Е. Белогрудом в 1922 году. Это миниатюрные домики на две-три семьи с остроконечными высокими крышами, каминными трубами и широкими минималистскими деревянными оконными рамами кирпичного цвета. Больше похоже на средневековую западноевропейскую застройку, нежели на модернистские проекты XX века.

В центре экспозиционного зала — инсталляция из деревянных фигур, окруженная горшками с только что проросшими растениями. Это метафорическое напоминание о необходимости присутствии растений в любом городе. Организаторы хотели, чтобы каждый попробовал себя в роли архитектора и построил свой город — с аллеями, бульварами, заводами… Единственное условие — он должен был быть «зеленым». Советские архитекторы рисовали парки и сады на земле и под ней, пытаясь смягчить наступление всеобъемлющей и беспощадной урбанизации. Проблема озеленения индустриальных центров актуальна и сегодня. Ну что ж, смелее — строить город-сад!


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама