Жилища для пролетариев
09 февраля 2018 00:00
Автор: Елизавета КУРИЛОВА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
«Завтра утром мы выстроим город, назовем этот город — Мечта». С этих строк из стихотворения Дмитрия Кедрина «Строитель» началась церемония открытия выставки «Тень Зеленого города» в Тульском
Когда идешь на выставку, рассказывающую о советских проектах превращения дореволюционных узких, тесных городов в
Итак, чего же ожидать от выставки, прибывшей из московского Музея архитектуры им. Щусева? В экспозиции вы увидите множество постеров с объёмным, напечатанным мелким шрифтом текстом, повествующим о различных проектах советских архитекторов, их сопровождают яркие планы и визуализации. Этим проектам не суждено было воплотиться в жизнь. Но при этом зрителя, даже неискушенного в архитектуре, не могут не поразить фантазия и смелость советских авторов.
Для справки. Концепцию
Идея Говарда приглянулась советским архитекторам, которые в 1917 году, сразу после революции, начинают переосмысливать принципы градостроительства, и уже в 1918 году И. Жолтовский в архитектурной мастерской Моссовета разрабатывает эскизный проект перепланировки и расширения Москвы, работу над которым позднее продолжает А. Щусев. Логика изменения облика города ясна: отказ от всего старого, начало абсолютно новой жизни. Но большинство этих идей так и остались нереализованными: предложенное «новое» слишком уж сильно отличалось от привычного «старого», для радикальных изменений требовались огромные ресурсы, а в 1931 году началось строительство Московского метрополитена, на что уходила львиная доля бюджета страны.
Почему мы упомянули об антиутопиях? Потому, что некоторые проекты действительно пугают современного зрителя. Самый яркий пример — идея К. Мельникова, предложившего соорудить огромные
Другие проекты более гуманны. В экспозиции представлены уникальные чертежи «жилищ для пролетариев», выполненные архитектором А. Е. Белогрудом в 1922 году. Это миниатюрные домики на
В центре экспозиционного зала — инсталляция из деревянных фигур, окруженная горшками с только что проросшими растениями. Это метафорическое напоминание о необходимости присутствии растений в любом городе. Организаторы хотели, чтобы каждый попробовал себя в роли архитектора и построил свой город — с аллеями, бульварами, заводами… Единственное условие — он должен был быть «зеленым». Советские архитекторы рисовали парки и сады на земле и под ней, пытаясь смягчить наступление всеобъемлющей и беспощадной урбанизации. Проблема озеленения индустриальных центров актуальна и сегодня. Ну что ж, смелее — строить