Любовь с первого вдоха!

Назад

13 ноября 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: из личного архива Е. Фирсанова

Туляк Евгений Фирсанов — представитель официально не существующей в России профессии, он — парфюмер. Кандидат технических наук и бывший преподаватель политеха уверен: обоняние в его работе — не главное!

— Аромат рождается в голове,

в основе — мысль, идея. Каждый запах — это прежде всего история! И только потом я начинаю подбирать технические средства для достижения цели,— рассказывает мастер.

Изготовление авторской парфюмерии стало для Евгения Фирсанова основным занятием в жизни несколько лет назад. В 2001 году он окончил механико-математический факультет ТулГУ, затем магистратуру вуза, а в 2006-м защитил кандидатскую диссертацию. Занимался совместными исследованиями с профессором Н. Н. Фотиевой, был доцентом кафедры математического моделирования.

Уже будучи преподавателем вуза, Евгений увлёкся изучением свойств эфирных масел, причём интересовала его не только ароматическая составляющая и парфюмерные характеристики натуральных ингредиентов. На изучение химии душистых веществ ушло несколько лет: литературы на эту тему в России практически нет — последние книги были изданы в 50–60-х годах прошлого века. Для первого знакомства с новой сферой и они были небесполезны, но актуальную информацию пришлось искать в зарубежных источниках — изучать теорию на английском и французском языках.

Материалы для работы тоже доставлялись из-за границы — во всём мире не так много крупных производителей парфюмерного сырья. А вот душистых веществ — тысячи, и каждый парфюмер подбирает ароматическую палитру на свой вкус.

— Сначала я занимался изучением исключительно натуральных ингредиентов, их свойств и возможностей комбинации, позднее и синтетических. Неправильно думать, что синтетика — это что-то плохое. Развитие химии и её современные возможности открывают новые горизонты, где парфюмер ограничен лишь своей фантазией,— говорит Е. Фирсанов.

Работает Евгений дома, рабочее место — стол, где создаётся аромат, несколько приспособлений, например электронный дозатор, и конечно, флаконы (всё — импортного производства). Душистые вещества мастер хранит в обычном шкафчике в закрытом виде и без света. Вот, собственно, и всё. Когда начинается процесс создания новых духов, главное — чтобы вокруг не было посторонних запахов.

— Именно поэтому я сам редко использую духи, чтобы их запах не перебивал то, с чем в данный момент работаю,— объясняет парфюмер.— У меня острое обоняние, но это не обязательное условие для работы. Гораздо важнее — понимание сочетаний, умение их отличать…

Раду Рай могут понюхать все желающие

Свои первые композиции Евгений создал около семи лет назад, тогда работал исключительно ради собственного интереса, и лишь спустя ещё какое-то время стал показывать новые запахи близким людям. Парфюмера благодарили и хвалили, но профессиональная оценка была ещё впереди.

Как человек, привыкший много учиться, Фирсанов не знал, можно ли показывать результаты своей работы специалистам, ведь он в этом деле — самоучка. Впрочем, как выяснилось, его коллеги тоже. В нашей стране для парфюмеров не существует профессионального образования, а самих представителей этой как бы несуществующей профессии можно буквально по пальцам пересчитать.

Созданием ароматов в России так или иначе занимаются не больше 30 человек, из них признанных мастеров — пятеро. Впрочем, и в мировом масштабе создание авторской парфюмерии — штучная работа, которой в разных странах занимаются лишь полторы сотни человек. Существуют университеты, где готовят парфюмеров — обучение там дорогое, а выпускники чаще всего идут работать в крупные компании.

— Парфюмерная индустрия — это в первую очередь маркетинг,— объясняет Фирсанов.— Как работают большие компании? Они проводят исследования, составляют бриф — техническое задание, реализуют его в рамках определённого бюджета. То, что попадает на полки магазинов по всему миру, в среднем нравится достаточно большому числу людей — и это покупают. Причём значительная часть стоимости каждого флакона — это плата за бренд. Независимый парфюмер в бюджете не ограничен, мы можем позволить себе использовать натуральное сырьё, что и делаем. Представьте, чтобы получить 1 кг эфирного масла розы, нужно переработать 5 тонн розовых лепестков! Не целых бутонов, как это показано в фильме «Парфюмер», а именно лепестков специального сорта. Да, стоимость авторских духов выше, но это ваш личный аромат, созданный специально для вас. Я не называю свою работу бизнесом, для меня это искусство, и, если бы была такая возможность, я бы только дарил свои ароматы любимым людям…

В России проходят выставки и фестивали авторской парфюмерии — этот сегмент приобретает всё большую популярность. При этом, по мнению тульского мастера, конкуренции и борьбы за клиента в этой профессии нет: у каждого — свой почерк, свои поклонники. Вкус и личные пристрастия в деле выбора аромата играют ещё большую роль, чем при создании образа в одежде.

Правда, в нашем городе поклонников авторских ароматов немного, за что Евгению Фирсанову обидно, ведь подбор и ношение духов — это определённый вид удовольствия, как вкусный ужин из любимых блюд или хороший массаж.

Зато в Москве продукцию бренда, под которым работает мастер, ценят — у него немало поклонников, среди которых есть известные люди. Два года назад был создан аромат «Рада» для певицы Рады Рай, большой поклонницы авторской парфюмерии.

— С моими духами Рада познакомилась раньше, чем со мной. Мы начали общаться, в её коллекции появилась моя парфюмерия. Позже её подруга попросила придумать авторский аромат, чтобы подарить его Раде на день рождения. Я тогда уже неплохо знал певицу и её вкусы и смог создать такой запах, который её очаровал. Сначала это были эксклюзивные духи, но потом Рада сказала, что она не вправе прятать их от людей — и разрешила свободную продажу аромата,— вспоминает Евгений.

Всегда лучше «недо»!

Мы попросили парфюмера дать несколько советов для наших читателей по подбору и ношению аромата, и вот что он сказал:

1. Есть лишь один способ найти то, что вам подходит, а точнее — то, от чего вы будете без ума, ведь только такие духи следует носить — это ваш нос! Выбирая запах, слушайте только себя и, возможно, кого-то из самых близких и дорогих людей.

2. Сначала нанесите аромат на блоттер (тестовую бумажку), затем попробуйте на коже — запах может быть разным. Если духи не понравились сразу, не стоит ждать, что они через какое-то время «раскроются» и вас очаруют — у вас должна случиться любовь с первого вдоха.

3. Пробовать аромат в парфюмерном отделе, где стоят десятки тестеров и люди постоянно ими пшикают, малоэффективно. Если есть возможность, отойдите подальше.

4. Не наносите духи близко к носу. Идеальный вариант нанесения — на тело под одежду.

5. Аромата не должно быть много — это дурновкусие. В этом вопросе всегда лучше «недо»!

6. У духов много врагов: свет, тепло, время, кислород — всё это сокращает их жизнь. Храните аромат всегда закрытым, в тёмном месте при комнатной температуре.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных