mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Среда 14 ноября

Клятва вольного воина

Возврат к списку

09.11.2018 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из семейного архива Ю. Богородицкого и соцсетей

Общество Клятва вольного воина



Актеру Тульского академического театра драмы Юрию Богородицкому было 32 года, когда он прошел обряд верстания в казаки. Это было искреннее и осознанное решение взрослого и уже состоявшегося в профессии человека.

«Кровь забурлила»

— Я всегда тяготел к казачеству, чувствовал какое-то родство с этими людьми… А однажды мы с семьей отдыхали под Ейском, в станице Должанской. Оказались на казачьей вечерке — там они часто проходят,— и я впервые увидел эту жизнь изнутри. На меня она произвела огромное впечатление — буквально кровь забурлила, я почувствовал, что это моё,— вспоминает Юрий.— Приехал домой, стал искать тульских казаков, встретился с атаманом…

По словам Юрия, стать казаком не так-то и просто — в это сообщество всех подряд не берут. Необходимое условие: человек должен быть православным верующим, участвовать во всех церковных обрядах и разделять главные ценности казачества: любовь к Отечеству, служение, долг, честь, братство, уважение к старшим… Тогда Юрию сказали: «Приходи, поживи с нами одной жизнью, а там решишь — нужно тебе это или нет. И мы тоже за тобой понаблюдаем — годишься ли…»

Вступление в казаки — процесс серьезный, ведь казачество — это не клуб по интересам. Кандидат должен представить поручительства от трех членов сообщества, пройти трехмесячный испытательный срок под руководством наставника. Окончательное решение принимается на круге (сходе). Обряд верстания (посвящения) проводится в церкви, при участии казачьего войска и атамана. Произнесение клятвы казака, целование шашки,— всё это часть старинного ритуала, который современные казаки чтут и соблюдают.

— Я навсегда запомню день, когда дал клятву Богу служить Отечеству, православной церкви, хранить казачьи традиции и обычаи и быть частью казачьего братства,— говорит Юрий.

История семьи

У многих членов тульского братства — казачьи корни, для них это продолжение семейной традиции, которая передавалась от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. У Юрия всё сложнее. Отца он практически не знал, рос с фамилией Мельников, которую носила мама во втором браке. И только став взрослым человеком, сменил ее на девичью фамилию матери, коренной тулячки. Как объясняет сам Юрий, он сделал это потому, что Богородицкие — древний тульский род, и было бы неправильно, чтобы он прекратился. А самое интересное, что происходит этот род из Епифани — города, история которого самым непосредственным образом связана с историей донского казачества. В писцовых книгах XVI века сохранилась подробная информация о казачьих сотнях, защищавших Епифанский острог от набегов татарских племен. Тогда же и были в этих местах основаны восемь слобод сторожевых казаков, которые со временем превратились в большие поселения, а затем стали центром Епифанского уезда. Не исключено, что далекие предки Юрия Богородицкого были настоящими донскими казаками и «кровь забурлила» в нем вовсе не случайно.

— В семье о дедах и прадедах мне ничего не рассказывали, хотя я часто о них спрашивал,— признаётся Юрий.— Единственное — услышал от бабушки, что ее дедушка после революции эмигрировал в Турцию…

Эта информация подтвердилась, когда Юрий вместе со своими родственниками стал серьезно заниматься изучением истории семьи. Его прадед, Владимир Никанорович Богородицкий, по данным 1917 года, числился частным поверенным и надворным советником, что, по табели о рангах, соответствует чину подполковника. Он владел домом на улице Рубцовской (сегодня в этом месте пересекаются улицы Ленина и Сойфера), действительно уехал в Турцию и скончался в начале 50-х годов прошлого века — извещение о его смерти было доставлено в Россию и сейчас хранится в семье родственников Юрия.

Мы рассматриваем старые фотографии. Вот «турецкий прапрадед» Владимир Никанорович. Рядом — снимки трех прадедов Юрия — Ивана, Леонида и Дмитрия Богородицких. Об Иване Владимировиче известно, что он воевал в Великую Отечественную, брал Кенигсберг. Леонид Владимирович был директором школы и учителем физики. Дмитрий Владимирович Богородицкий преподавал механику в Тульском механическом институте, в 1937 году был репрессирован, срок отбывал на Дальнем Востоке. Выжил, даже вернулся преподавателем в родной институт. Умер в 1991 году, не дожив до официальной реабилитации — она состоялась в 1994-м. Юрий признаётся, что когда он узнал о судьбе своего третьего прадеда, понял, почему бабушка ему так мало рассказывала: страх в семьях, столкнувшихся с репрессиями, остается надолго.

Воспитание патриотизма — важная миссия

Юрий — не из тех, кто мечтал стать актером с детства. Он окончил Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого, где учился на кафедре физической культуры. Занимался военным пятиборьем и даже был кандидатом в мастера спорта по плаванию и пулевой стрельбе. Закончив вуз, стал перед выбором: что делать дальше. Случайно узнал, что филиал Ярославского театрального института при Тульском академическом театре драмы набирает курс, и решил попробовать. Пришел сразу на третий тур, но художественный руководитель ТАТД, народный артист России А. С. Попов и один из ведущих преподавателей филиала, народный артист России В. В. Базин в него поверили. Уже через два года после начала обучения Юрий Богородицкий сыграл свою первую большую роль в спектакле «Медовый месяц Белугина» по пьесе А. Н. Островского. Этот спектакль до сих пор в текущем репертуаре театра, он не сходит со сцены вот уже 14 лет. А всего за эти годы Юрий сыграл на тульской сцене более 40 ролей. Среди них — Тартюф в одноименном спектакле по пьесе Ж.— Б. Мольера, Борис в «Грозе» А. Н. Островского, Фандорин в «Пиковом валете» Б. Акунина. В настоящее время Богородицкий готовится к работе над спектаклем по рассказам В. Шукшина — его будет ставить в Туле московский режиссер Р. Овчинников.

— Театр и принадлежность к казачеству — это разные, но в равной степени важные составляющие моей жизни,— говорит Юрий Богородицкий.— Некоторые про казаков говорят: мол, ряженые пошли. Просто люди не знают, что настоящий казак просто так, на прогулку, форму не надевает. Для нас форма, шапка-кубанка, шашка — это святое, они символизируют доблесть, честь, готовность защищать свою Родину. И ироничное отношение к наградам наших дедов и прадедов, которые казаки носят на парадной форме,— тоже от незнания. На самом деле это казачья традиция, таким образом мы демонстрируем уважение и память о подвигах предков. Когда я надеваю казачью форму, чувствую какую-то особую ответственность… Стараюсь принимать участие во всех мероприятиях, которые организует тульское казачество: мы присутствуем на богослужениях в храме Николы-на-Ржавце — это наша «казачья» церковь, охраняем общественный порядок на торжествах и праздниках, приезжаем в школы и центры патриотического воспитания, говорим с детьми. Взращивать в молодом поколении любовь к Родине, к Богу, уважение к старшим — это очень важная миссия…

У Юрия и его жены Василисы подрастают двое детей. Старшей дочке Элладе девять лет, она хорошо рисует, поет, любит ходить в театр — особенно на спектакли, в которых играет папа. Младшему Гордею шесть лет, он с удовольствием занимается плаванием. И очень любит, когда его отец в дни больших праздников надевает казачью форму и берет в руки шашку…

«Казак» в переводе с тюркского означает «вольный воин». А для Юрия Богородицкого казачество — это дух свободы и любовь к своей земле, искренняя вера и верность однажды данной клятве…


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама