В Поленово рассказали историю самых страшных музейных лет (ФОТО)

Назад

04 ноября 2018 13:22

 0

Фото: Дмитрий ЛИТВИНОВ

В музее-заповеднике В.Д. Поленова в Тульской области открылась вторая часть литературно-художественного проекта 37/101 – «Маяк жизни. 1937-1945». Выставка посвящена малоизвестным страницам истории усадьбы после ареста первого директора музея Дмитрия Поленова и его жены Анны в 1937 году – до конца Второй мировой войны.

Первая часть масштабного исследования, которое ведут филолог Габриэль Суперфин и историк Лев Поливанов, была представлена в прошлом году. Она рассказывала о работе музея в начале XX века, в том числе в первые годы советской власти и в страшную годину репрессий, которая коснулась семьи Поленовых и людей их круга.

23 октября 1937 года сын художника В.Д. Поленова – Дмитрий Поленов и его жена Анна были арестованы по доносу местного крестьянина за якобы шпионскую деятельность в пользу Англии. Поводом послужил незначительный эпизод, связанный с визитом на выставку в Поленово секретаря английского посольства Чарльза Данлопа. Удивительно, но факты об этом человеке, его биография и подробности визита в усадьбу художника стали известны совсем недавно.

- Мы нашли потомков господина Данлопа, который, будучи переводчиком, участвовал в переговорах на высшем уровне между Сталиным и Черчиллем. Я лично встречалась с ними в Великобритании, они передали для выставки документы из семейного архива и одну очень важную вещь – очки Чарльза Данлопа, такие же, как носил Д.В. Поленов. Для нас это стало символом, - рассказала «Молодому коммунару» директор музея-заповедника «Поленово» Наталья Поленова.

Долгих семь лет продолжались скитания по ссылкам А.П. и Д.В. Поленовых – на выставке представлен лагерный маршрут каждого, в которых больше десятка точек. Будучи людьми образованными, интеллигентными и очень педантичными, Анна Павловна и Дмитрий Васильевич вели личную переписку, а также дневники, в которых описывали буквально каждый свой день. Эти записи и стали основой второй части проекта и дали ему название.

В одном из писем Анна Поленова писала:

«Лишь надежда на возвращение даёт силу жить, бороться со всеми тягостями и невзгодами моего безрадостного существования… Бёхово – это маяк жизни… Как далеки мы сейчас от этого маяка, мы, одинокие путники… Неужели мы не доберёмся до него. Хочется верить, что снова, как прежде, соберёмся мы своей семьёй вокруг круглого стола в нашей столовой, будет топиться камин и гореть новогодняя ёлка, а милый старый симфонион наигрывать меланхолические «Колокола»… и наши сыновья, большой и маленький, ставшие уже оба большими, будут с нами, а старенькая-старенькая бабуся будет хлопотать у самовара…»

Среди немногочисленных предметов, представленных на выставке – те самые самовар и симфонион (проигрыватель), и всего одна картина В.П. Поленова – «Ранний снег». Есть, правда, и другие полотна – И. Левитана, Е. Поленовой, К. Коровина, В. Маковского – похищенные или вывезенные из музея в годы отсутствия его главного хранителя и возвращённые с помощью милиции в последующее время.

Каждая запись из дневников Поленово параллельно иллюстрируется событиями, происходящими в эти дни в стране, а также документами, которые удалось достать, а также оригиналами страниц из дневников, где можно разглядеть убористый почерк Д.В. Поленова Васильевича. «Булавкой» он исписал восемь плотных тетрадок, расшифровка которых продолжается по сей день, и они, возможно, преподнесут ещё не одно открытие.

Поленовы были возвращены из ссылки в 1944 году, к 100-летию художника, которое отмечалось на государственном уровне. Дмитрий Васильевич был восстановлен в правах и вновь стал директором музея в 1945 году, начался длительный процесс восстановления. Все эти долгие семь лет его сёстры и некоторые коллеги-художники не прекращали обращаться к властям с ходатайством об освобождении.

- Постепенно исполняется наша мечта: мы продолжаем создание глобального исследования «Поленово в XX веке». Работа идёт не просто и не быстро, но всё больше фактов и важных поворотных моментов становятся нам яснее, появляются новые свидетельства и документы. Нам очень хочется сделать полностью документальную выставку! А наш проект «Маяк жизни» – это выставочный эксперимент, на который мы пошли и который, как нам кажется, будет важен и интересен, и найдёт отклик в сердцах посетителей, - говорит Н. Поленова.

В конце этого года планируется издание каталога выставки, а сама экспозиция «Маяк жизни. 1937-1945» будет работать до середины апреля 2019 года в выставочном зале «Фахверк».

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных