mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Среда 14 ноября

Моя поликлиника меня бережет?

Возврат к списку

02.11.2018 00:00

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: пресс-службы правительства Тульской области

Здоровье Моя поликлиника меня бережет?



Проект «Бережливая поликлиника» в нашем регионе реализуется около полутора лет. Инициатива очередной новации в сфере, на которую люди жалуются едва ли не чаще, чем на ЖКХ, была спущена сверху. Если точнее, программа разработана федеральным Минздравом, Управлением внутренней политики Президента РФ и экспертами ГК «Росатом».

Делать больше тем же ресурсом

В описании проекта на портале госкорпорации отмечено, что внедрение принципов Производственной системы Росатома (ПСР) в амбулаторно-поликлиническом звене медицинских учреждений позволит в разы сократить очереди, ускорить сдачу и выполнение анализов, упростить запись к терапевту и обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов… Принятый за основу японский метод Кайдзен, как обещают, позволит добиться максимального результата при минимальных затратах.

Плюс ко всему вышеперечисленному, «одним из побочных эффектов», согласно изящному выражению авторов программы, станут доброжелательная атмосфера в медучреждениях и довольные пациенты. План выглядит идеальным — все счастливы и это почти ничего не стоит.

Сейчас, если верить отчитывавшемуся на очередном совещании в региональном правительстве министру здравоохранения Андрею Третьякову, в Тульской области завершается реализация первого этапа: очереди должны исчезнуть, регистратуры — эффективно заработать, а пациенты — пребывать в комфортных условиях.

— Для того, чтобы достичь поставленных целей, мы начали прикрепление жителей области к медицинским организациям, что позволило сформировать персонифицированные регистры лиц, подлежащих диспансеризации и профилактическим осмотрам, а также диспансерные группы, нуждающиеся в регулярном наблюдении,— рассказал глава регионального минздрава.— Жители были прикреплены к поликлиникам либо по месту жительства, либо по их выбору при подаче соответствующего заявления.

Тем самым, как заверяет министр, чиновники упорядочили поток желающих попасть на прием к специалистам первого уровня. А именно — к терапевту, педиатру, врачу общей практики, офтальмологу, хирургу, травматологу-ортопеду, стоматологу, дерматовенерологу, акушеру-гинекологу и урологу. Сократились и сроки ожидания записи к ним. Для тех, кто заболел внезапно, работает дежурный врач. К узким специалистам теперь можно попасть только после приема у терапевта. Возможность «самозаписи» доступна лишь пациентам, состоящим на диспансерном учете.

Еще одно новшество — кабинеты выдачи справок и направлений. Областной минздрав заявляет, что они доказали свою эффективность в первую очередь в детских поликлиниках, заметно снизив поток приходящих к участковым врачам исключительно за документами. Изменились и принципы работы регистратур. Например, нет необходимости стоять в очереди за получением медицинской карты — сотрудники сами относят ее врачу. Ну и, естественно, отчасти сделали свое дело информационные технологии, позволив использовать для записи на прием сервисы «Электронной регистратуры». Правда, обновленная версия портала, больше известного широкому кругу как «Доктор71», за полгода существования собрала 11 500 жалоб на сбои в работе… Но министр по информатизации, связям и вопросам открытого управления Ярослав Раков заверил, что сейчас система уже функционирует без сбоев и единичные обращения рассматриваются оперативно.

С сентября началась реализация второго этапа проекта, цель которого — организация работы с маломобильными гражданами на дому. Сейчас в области обучены 52 патронажные медицинские сестры поликлиник, которые регулярно наблюдают 1099 пациентов. Кроме этого, по словам Андрея Третьякова, с целью повышения ранней диагностики онкологических заболеваний организован автоматизированный контроль за сроками обследования людей с подозрением на онкологическое заболевание в медицинской информационной системе. По результатам за октябрь, сроки ожидания большинства обследований сократились в два раза.

Как банки учат поликлиники

Надо сказать, что «бережливые» технологии сейчас пытаются внедрять практически во все сферы. Их самыми активными приверженцами можно считать госкорпорации, крупные коммерческие компании и финансово-кредитные организации. Представители последних утверждают, что грамотное применение методик позволяет достичь потрясающих успехов, и охотно делятся богатым опытом с менее продвинутыми структурами. Например, у нас реализации проекта «Бережливая поликлиника» безвозмездно помогает… Сбербанк.

Как рассказал управляющий Тульским отделением Андрей Шестаков, практика у банка богатая — 8 лет:

— Мы сказали: «Дайте нам любую поликлинику, и мы попробуем без финансирования изменить ситуацию».

Выбор пал на Щекинскую районную больницу. После тщательных измерений и анализа ситуации выявили 5 основных проблем, среди которых неудобная система хранения карт, жалобы пациентов и неправильная организация рабочего пространства.

Исходя из первичных потребностей были проведены специализированные тренинги: главных врачей учили лидерству, наставничеству и технологиям принятия решений; специалистов — клиентоориентированной модели обслуживания и работе с жалобами. Не обошлось и без внедрения практически легендарных в бизнес-среде «5S» (аккуратность, порядок, чистота, стандартизирование и дисциплина) для оптимизации пространства, автографика, усовершенствования системы хранения документов, перераспределения обязанностей.

Эффект, уверяет Андрей Шестаков, превзошел все ожидания: в Щекинской районной больнице время ожидания сократилось почти в четыре раза и не превышает 3,5 минуты. Действительно, замечательный результат: теперь щекинские медики могут сами учить банковских специалистов, в отделениях у которых время ожидания услуги, увы, пока еще побольше.

А что врачи?

Первое впечатление от докладов по реализации «Бережливой поликлиники» — самое благоприятное. Такое ощущение, что к чиновникам, курирующим проект, залетал Аладдин и оставил в подарок волшебную лампу. Одно «но» — туляки своего счастья пока не осознали и докладам не верят. Зато верят собственным глазам и не стесняются поделиться мнениями. В том числе, похоже, и с губернатором.

— Что, у нас есть люди, которые запланированно болеют? Не знал,— прервал Алексей Дюмин министра здравоохранения, когда тот говорил о работе дежурных врачей с «неожиданно заболевшими».— Вы говорите, очереди исчезли. А у меня есть информация, что они все переместились как раз к дежурным врачам.

Третьяков поспешил пояснить, что дежурные врачи работают в каждой поликлинике, и сделано это специально для того, чтобы разделить тех, кому помощь требуется немедленно, и тех, кто пришел за консультацией и дальнейшим направлением. Очереди действительно есть, но связаны они в основном с тем, что люди зачастую норовят ускорить процесс записи к узким специалистам и идут к дежурному терапевту без особой надобности. В целом же в министерстве «держат руку на пульсе», наблюдают за ситуацией и планируют ее откорректировать.

Специалистам, конечно, видней. Вот только не получится ли так, что в период обострения сезонных заболеваний очереди к дежурным врачам станут поистине километровыми?

Заинтересовала главу региона и степень эффективности новой формы записи к узким специалистам. В ответ на этот вопрос министр пояснил, что человек не всегда способен грамотно определить, к какому же врачу ему нужно на самом деле. Терапевт же способен поставить первичный диагноз и решить, какой именно специалист в состоянии помочь больному. А подтверждением грамотности принятого решения может служить и статистика минздрава: по данным ведомства, срок ожидания записи на прием к узким специалистам сократился с 18 до 10 дней.

В целом схема по сути своей верна. Как бы люди ни любили ставить себе диагнозы самостоятельно, без квалифицированной помощи сложно определить, например, истинную причину сильных мигреней, резкой потери веса или постоянной жажды. Визит к онкологам, эндокринологам или нейрохирургам требует некоторых оснований. Но вот как в числе узких специалистов оказались отоларингологи? При том что офтальмолог — специалист первого звена. Кажется, вряд ли кто-то способен перепутать боль в ухе с коликами в боку. И это не считая того, что тот, у кого хоть раз болели уши, знает точно: ждать даже 10 дней приема у ЛОРа — то еще испытание…

Нет ничего плохого в «бережливых технологиях» как таковых. Они действительно полезны при организации рабочего процесса, позволяют отстроить логичную и понятную схему. Вот только, наверное, говоря о достижении максимального результата с опорой на имеющийся ресурс, нужно помнить, что как раз с последним у нас некоторые проблемы. Области не хватает врачей — и терапевтов, и узких специалистов. Многие работают одновременно в коммерческих и государственных больницах. Надо ли говорить, где лучше мотивация и в чью пользу будет сделан выбор, если возникнет такая необходимость?

И отремонтированные больницы, и тренированный доброжелательный персонал, и возможность получения услуг онлайн — всё это прекрасно. А вот то, что дальше регистратур и очередей к терапевтам светлое будущее пока не двинулось,— уже хуже.

Отчасти подтверждением этому могут служить и слова главы региона, который отметил, что объем жалоб от населения после внедрения новой программы принципиально не сократился. Алексей Дюмин поручил министру оперативно устранять все организационные проблемы, которые выявляются в ходе реализации проекта, учитывая мнение и пациентов, и персонала. И конечно, не забывать о главном.

— Большое значение имеет и кадровый вопрос, поэтому работа по привлечению врачей должна вестись на постоянной основе,— подчеркнул губернатор.— Кроме того, нужно подумать о системе поощрения специалистов.

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама