У водителя главное — мозг
12 октября 2018 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Утром в четверг на базе ООО «Тульская транспортная компания» было непривычно людно. Так много водителей сразу здесь можно увидеть, пожалуй, только раз в году — в день, когда проходит конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов.
Лучшие из лучших
Перед организаторами конкурса стоит непростая задача — определить лучших среди тех, чей профессионализм в принципе сомнению не подвергается: плохих здесь нет по определению — слишком уж велика ответственность. За день, по словам директора ООО «Тульская транспортная компания» Александра Попова, перевозят в среднем по 50 тысяч пассажиров. Безопасность и комфорт во время поездки должны быть обеспечены всем и каждому.
— Задача конкурса — повышение профессионализма водителей,— пояснил он, пожелав сотрудникам успехов на старте соревнований.— Можно сказать, что он — часть нашей системы постоянного обучения. Сейчас у нас процентов пятьдесят, если не больше,— водители первого класса. За спиной каждого — десятки тысяч людей, их жизнь зависит от того, насколько хорошо человек работает.
Александр Иванович убежден, что подобные конкурсы, как общие по компании, так и в каждом обособленном подразделении, очень полезны для популяризации профессии водителя. Кроме того, соревновательный момент стимулирует коллектив работать эффективнее, тянуться за лидерами, учиться у них.
К вопросам подготовки и переподготовки кадров здесь вообще подходят предельно серьезно — каждый новичок, вне зависимости от прежде наработанного опыта, проходит обязательную стажировку под контролем
Директор компании до сих пор сожалеет о том, что конкурсы профессионального мастерства водителей перестали проводить на федеральном уровне. Раньше наши земляки регулярно участвовали в них, занимали призовые места… Впрочем, и собственный конкурс компании у сотрудников вызывал бурю эмоций. Всего в состязаниях, состоящих из теоретической части и фигурного вождения, приняли участие 24 человека из 12 ОП, условно разделенные на две команды: 13 водителей автобусов ПАЗ и 11 водителей микроавтобусов «Iveco».
ПДД на скорость
Со стороны немного странно видеть взрослых мужчин волнующимися, словно школьники, и бросающими жалобные взгляды на дверь в кабинет инженера по безопасности дорожного движения Ольги Волковой.
— «ПАЗики», заходите! — доносится оттуда, и первая команда отправляется проверять, насколько хорошо они помнят нюансы Правил дорожного движения.
В экзаменационном билете 20 вопросов. За каждый неправильный ответ начисляются штрафные баллы, так что в идеале претенденты на победу должны в результате получить ноль. Оценивается, кстати, не только правильность ответов — ею тут вообще мало кого удивишь, но и скорость. Один из лучших показателей составил 2 минуты 53 секунды — немногим меньше 9 секунд на вопрос. Правда, «тугодумов» вообще не было, в пять минут уложились, кажется, все.
—
— А у них, наверное, все ответы кружочками обведены! …
Шутки и веселые подначки людей, испытывающих явное облегчение от того, что непростая часть испытаний уже позади, несутся отовсюду. Казалось бы, что такого сложного в теории?
— Дело не в самих вопросах,— поясняет водитель Тульского ОП Денис Кашулкин.— Просто когда нужно всё делать с максимальной скоростью, естественно, нервничаешь.
Денис работает в Тульской транспортной компании четвертый год и уже третий раз участвует в конкурсе профмастерства. Победить еще не удавалось, но очень хочется, сдаваться парень не собирается. Ответить на вопрос, что же страшнее для водителя — теория или практика,— он затруднился, заметив, что свои сложности есть на обоих этапах.
А вот победитель прошлогоднего конкурса профмастерства, водитель автобуса «Iveco» Дмитрий Королев, считает, что фигурное вождение сложнее, чем ПДД.
— На эти вопросы мы на переобучении каждый раз отвечаем,— говорит он.— С упражнениями тяжелее. Например, радиус поворота немного не такой выбрал — всё, считай, не сделал. Здесь мало выучить, здесь чутье нужно.
У самого Дмитрия чутье, вероятно, наследственное. Его отец работал водителем троллейбуса, дядя, как и сам
Коварная «колея»
— Конечно, практические упражнения очень важны,— убежден главный судья соревнования, директор ООО «Учебный комбинат» Андрей Ткачев.— Водители в этом смысле, как летчики,— без тренировки никуда. Регулярное выполнение упражнений помогает повысить маневренность, улучшить реакцию, учит лучше чувствовать машину. Это всё потом в дороге очень помогает.
Андрей Анатольевич сам проводит инструктаж по фигурному вождению. На десять минут водители, забравшись в ПАЗ, становятся пассажирами и внимательно слушают, с какой стороны грамотно заходить на «змейку», выходить с нее на «круг», как выполнять «эстафету» и другие упражнения.
Автобус, вопреки кажущейся внешней неповоротливости, уверенно выполняет необходимые элементы: объезжает конусы, заворачивает в шинный коридор, маневрирует между флажков.
— Это упражнение в народе называется «к теще в гости»,— улыбается Ткачев, поясняя нюансы «бокса», аналога упражнения «параллельная парковка» для легковых автомобилей.— Проезжаете вперед и сдаете задним ходом, вписываясь в отведенное пространство. От «тещи» — в габаритные ворота…
Вопросов ни у кого не возникает. Всем водителям фигуры хорошо знакомы —
— Самое сложное — «колея»,— говорит один из водителей.— В прошлом году я на ней засыпался, фишку сбил, и вот она опять.
— Да ладно, на габаритные ворота глянь,— слышится ответ со стороны.— В них с рулеткой надо въезжать, слишком близко…
На самом деле в практической части разве что за руль сесть легко, а всё остальное требует пристального внимания и концентрации. Расслабиться нельзя ни на секунду, коварные штрафные баллы могут ждать участников даже на финише.
— Ну, в
Водительским талантом природа, похоже, щедро одарила Андрея Федорова из Арсеньевского ОП. Его стаж работы на автобусе всего год, он впервые принимал участие в таких соревнованиях, а фигурное вождение выполнил так, словно ничем и никогда больше не занимался. ПАЗ под его управлением двигался плавно, быстро и уверенно.
— Да с опытом всё приходит,— засмеялся он в ответ на комплимент.— Это я автобус всего год вожу, а так 28 лет за рулем. У нас в районе дороги — еще и не такие кренделя научишься выписывать. Полоса на самом деле не очень сложная, просто думать надо перед тем, как делать. У любого водителя вообще главное — мозги! …
Соревнования длились несколько часов — и победителей от побежденных отличали незаметные непрофессиональному взгляду нюансы. Зато судейство было очень строгим — «по нулям», то есть без штрафных очков, завершить и теоретическую, и практическую часть не удалось никому.
В результате в команде «Iveco» лучшим, как и в прошлом году, стал водитель Тульского ОП Дмитрий Королев, второе место занял Владимир Пеньков из автоколонны № 1411, а третье — Сергей Иванов из
Поздравляя победителей конкурса и вручая им памятные подарки, министр транспорта и дорожного хозяйства региона Родион Дудник, а также заместитель начальника