«Весь Париж под ногами...»

Назад

12 октября 2018 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

Так писал на родину художник Василий Поленов, приехавший во Францию искать вдохновение. Говорят, именно здесь он впервые осознал себя пейзажистом и здесь же к нему пришла идея создать цикл работ по библейским сюжетам, ставший делом всей жизни.

На днях по инициативе Музея-заповедника В. Д. Поленова в Тульской области и французской Ассоциации художника на Монмартре открыли мемориальную доску в память об этом времени.

Открытые ставни Монмартра

«Василий Поленов и Илья Репин, русские художники, работали здесь с 1873 по 1874 год. Доска установлена 6 октября 2018 года Ассоциацией Василия Поленова и потомками художников»,— гласит надпись на французском. Над ней — высеченные в бронзе барельефные портреты обоих художников, их имена уже по-русски и годы жизни каждого.

Действительно, Поленов и Репин, которые были сверстниками и друзьями, едва переступив порог 30-летия, почти одновременно приехали в Париж. Будучи лауреатами выпускного конкурса Академии изящных искусств, они провели во Франции три года, и этот период их пенсионерской поездки (пенсионерами тогда называли успешных студентов, получавших пенсию, по-нашему — стипендию) оказал значительное воздействие на их формирование как профессиональных художников. Приехав во французскую столицу в сентябре 1873 года, Репин снял мастерскую в доме 31 по улице Верон.

Поленов прибыл чуть позже и, пока искал квартиру и мастерскую для себя, около месяца жил и работал в мастерской Репина. Она располагалась высоко под крышей — обычно в такого рода квартирах на мансардах жили рабочие или художники. Помещение было с высоким потолком и большими окнами — идеальные условия для живописцев.

Сегодня на этом месте под тем же номером стоит другое строение, но улица Верон до сих пор остается очень спокойной, так как находится немного в стороне от бурного центра Монмартра.

Современный облик дома — типичного для этого района — представлял некоторую сложность для расположения мемориальной доски, так как окна первого этажа имеют раскрывающиеся ставни. Поэтому, когда ставни открыты, видимого места значительно меньше. Эту проблему удалось решить путём необычной формы доски — она сделана в виде буквы «Т». Такое нетривиальное решение было предложено скульптором Борисом Кацем. Это позволит видеть доску и при открытых, и при закрытых ставнях.

Можно обратить внимание, что стена, на которой располагается доска, имеет непрезентабельный с нашей точки зрения вид — на ней нанесены граффити, местами облупилась штукатурка. Но, как говорят сами парижане, многие дома на Монмартре выглядят сегодня именно так. Впрочем, ремонт стены по городской программе запланирован в следующем году. Провести его за счёт Ассоциации Василия Поленова предлагалось уже в этом, но не позволили местные жители, у которых очень ревностное отношение к частной собственности. Впрочем, открытие мемориальной доски для них — повод для гордости. Многие пришли на церемонию открытия. К слову, размещение памятного знака согласовывалось с мэрией Парижа.

Тургенев, Васнецов, Бизе…

Монмартр, бывший деревней в пригороде Парижа и в XIX веке ставший его частью, всегда привлекал творческих людей. Это место было богемным, но не роскошным — тот же Репин, только поселившись здесь, писал на родину, что Париж ему совсем не нравится — здесь холодно и скучно. Впрочем, с приездом Поленова всё изменилось — Василий Дмитриевич прекрасно знал французский, и друзья почти сразу были приняты в местные творческие круги.

На Монмартре что ни дом — история. На той же улице Верон, где располагалась мастерская художников, в номере 13 Репин снял жильё. Позже он переедет на соседнюю улицу Лепик, а Поленов поселится на улице Бланш в квартале «Новые Афины», рядом с особняком Виардо. На большинстве зданий отсутствуют памятные надписи, лишь на доме Луи и Полины Виардо есть табличка — правда, и здесь всё разделено и перестроено.

— Русские художники и литераторы посещали службы в православном храме Александра Невского на улице Дарю близ знаменитой площади Этуаль, именно в этой церкви Поленов увидел две большие работы художника Алексея Боголюбова — «Хождение Христа по водам» и «Проповедь Христа на Геннисаретском озере», и написал в дневнике, как это интересно — видеть библейские сюжеты в пейзажах.

Возможно, именно тогда в нём зародилась идея создать цикл собственных полотен на эту тему,— рассказывает искусствовед Татьяна Моженок на своей экскурсии по русскому Монмартру.

Затем, когда сам Боголюбов приехал в Париж, чтобы «присмотреть» за русскими пенсионерами, он стал им покровительствовать, давая советы и знакомя с местными художниками. На Монмартре бывали в общих компаниях Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Эдуард Мане и другие. Сюда же приезжал Жорж Бизе, написавший здесь часть оперы «Кармен».

— В доме Виардо, где временами жил Тургенев, устраивали музыкальные утра, где встречались все — так собирались фонды Русской общественной библиотеки в Париже, которая носит имя И. С. Тургенева. Полина пела, Луи делал доклады об искусстве, а сам Тургенев читал свои новые произведения. В разное время там бывали Антон Рубинштейн, Михаил Салтыков-Щедрин, Виктор Васнецов и другие — можно представить, какой замечательный дух был у этого места, и он, очевидно, сохранился до сих пор,— считает Татьяна Моженок.

Франко-русский альянс

На церемонии в минувшую субботу звучали русская и французская речь. Приехали потомки обоих художников, часть их семей сегодня живёт во Франции. Гости отмечали, что Надин Дьяконофф очень похожа на своего предка Илью Репина. Правнучка Василия Поленова Наталья Поленова легко нашла с ней общий язык — всё-таки их предки дружили всю жизнь. Кстати, мадам Дьяконофф поведала, что в их семье дорожат историей и традициями, а одного из детей даже назвали Ильёй.

Атташе российского посольства по культуре Леонид Кадышев произнёс долгую речь о том, что присутствие русских художников в Париже в XIX веке было прологом к большому франко-русскому альянсу. А сегодняшняя церемония — большое событие в двусторонних отношениях, поскольку ещё больше укрепляет культурные связи стран.

Леонид Юрьевич напомнил и о другом значимом событии — в 2015 году в нормандском городке Вёль-ле-Роз открылся сквер имени Василия Поленова, а за несколько лет до этого там же появился Пассаж русских художников — небольшая прогулочная улица. Ознакомиться с творчеством Поленова французы могут благодаря книге искусствоведа Татьяны Моженок «Рыцарь красоты» — она издана в Пятой республике несколько лет назад.

Памятную доску открыли её автор — скульптор Борис Кац и хозяин галереи Верон, которая располагается на первом этаже дома Жак Тенненхаус. Для скульптора большая честь, что в месте, где он сейчас трудится, полтора века назад работали великие русские художники.

На церемонии открытия была зачитана телеграмма губернатора Тульской области Алексея Дюмина в адрес префекта Парижа Мишеля Кадо с благодарностью за содействие в открытии памятного места и надеждой на дальнейшее сотрудничество.

— Мы многое делаем для сохранения памяти о русских художниках в Европе. Нам дали возможность открыть сквер, установить эту доску, к нам благожелательно отнеслись жильцы этого дома — всё это говорит о том, что имена Василия Поленова и Ильи Репина близки не только нам, русским людям, но и европейцам тоже,— считает директор Музея-заповедника В. Д. Поленова в Тульской области Наталья Поленова.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных