Большая семья. Тульской транспортной компании нужен и важен каждый
05 октября 2018 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Большинство из нас пользуется услугами общественного транспорта ежедневно. Всё доведено до автоматизма:
История ООО «Тульская транспортная компания» открывается 1939 годом. Предприятию довелось многое пережить — оно менялось, справлялось с жестокими кризисами, развивалось и модернизировалось. Неизменным оставался лишь принцип бережного отношения к людям, к коллективу профессионалов, способных успешно решать самые сложные задачи. Сегодня в холдинге, объединяющем 17 обособленных предприятий, трудятся больше тысячи человек.
Захочешь — научат
Наш вопрос об особенностях кадровой политики предприятия и нюансах работы с коллективом начальника отдела кадров Ольгу Мерзлякову поначалу даже озадачил.
— Да ничего такого,— сказала она.— Делаем всё, что должны. Есть, конечно, определенные особенности, связанные со сферой деятельности, но чтобы уж прямо
Особенное, как выяснилось, всё же есть, просто для сотрудников Тульской транспортной компании оно давно стало традициями, привычными и неизменными. Ремонтники, водители, диспетчеры — эти профессии только кажутся простыми и обыденными, на самом деле подходят они далеко не каждому, определенный кадровый дефицит в транспортной системе существовал, пожалуй, всегда. А потому специалистов высокого класса здесь вполне естественно и органично воспитывают собственными силами.
К примеру, слесарь по ремонту автомобилей
— В 2015 году вышел приказ Министерства транспорта РФ о новых требованиях к диспетчерам и контролерам,— рассказала Ольга Мерзлякова.— Согласно им, представители этих профессий должны иметь образование не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта». Если же у человека другое образование, всех их нужно было переобучать по специальной программе, либо на контролера технического состояния автотранспорта, либо на
Диспетчерами в Тульской транспортной компании работали и выпускники сельскохозяйственного, и бухгалтеры, и полиграфисты… Люди трудились много лет, дело свое знали «от и до». Естественно, расстаться с ними и мысли ни у кого не возникло — предприятие заключило договор с Тульским государственным университетом, имеющим соответствующую лицензию, и обучило всех сотрудников за собственные средства.
Естественно, учатся и водители. Они, пожалуй, самые частые гости инженера по безопасности дорожного движения Ольги Волковой. К ней к одной из первых приводят и кандидатов на должность водителя — сдавать тест на знание Правил дорожного движения.
— Это важно,— поясняет она, заметив наше искреннее недоумение.— Иногда
Тесты Ольги Вениаминовны обязательны не только для новичков, регулярно сдают их и те, кто хочет повысить водительский класс. Желающих ответить на хитрые вопросы по карточкам или онлайн хватает: при непрерывном пятилетнем стаже есть возможность достичь высшего уровня, а это мало того, что признание мастерства, так еще и заметная прибавка к заработной плате.
И наконец, лучшие из лучших каждый год могут проявить себя в конкурсе профессионального мастерства, где помимо теоретической части их ждет еще и непростая практика. Фигуры виртуозного вождения автобуса вроде «круга», «бокса», «стоянки», «тоннельных ворот», «змейки» или «эстафеты» стороннему наблюдателю кажутся
Вообще коллектив Тульской транспортной компании можно назвать семьей — здесь и помогут, и поддержат, и научат всему, что необходимо знать и уметь. Недаром директор предприятия Александр Попов постоянно подчеркивает, что все его подчиненные — золотые специалисты, без умелых рук которых даже самые современные машины бесполезны.
— Наша компания — это команда, и ее главные люди — водители, ремонтники, диспетчеры и другие работники подразделений,— убежден он.
Надежный тыл водителя
— Знаете, пока я не пришла работать в транспортную сферу, даже не представляла себе, сколько тут особенностей и сложностей,— признаётся Ольга Мерзлякова, пока мы под моросящим дождем перебегаем от административного корпуса к ангару, где ремонтники проводят техническое освидетельствование автобусов.— Не понимала даже, почему все говорят о том, что самая хорошая зима — бесснежная, пока не увидела, как автобусы от сугробов расчищают. Здесь всему нужно учиться, всё важно и всё нужно прямо сейчас…
Бригада начальника мастерских Руслана Крюкова собралась под навесом у края смотровой ямы — в коротком промежутке между осмотрами можно и поговорить.
— Остаются, конечно, не все — работа у нас не сказать, чтобы совсем легкая,— говорит Руслан.— Но когда приходят новые ребята, ставим их сначала к опытным мастерам, смотрим, на что они способны, а потом, когда освоятся через пару месяцев, я уже распределяю. Люди все разные —
Ремонтники и сами словно один слаженный сложный механизм, здесь даже график работы зависит от человека — есть те, кто предпочитает трудиться в режиме две смены по 12 часов и два выходных, а есть приверженцы традиционной «пятидневки». Но случись что — и выйти вне графика, и подменить друг друга готовы всегда.
Мастер Виктор Дроздов к дружной бригаде ремонтников присоединился меньше полугода назад. До этого работал водителем автобуса, но потом по состоянию здоровья был вынужден сменить сферу деятельности — вот и пригодилось техническое образование. Впрочем, непохоже, чтобы он уж очень жалел о таких переменах: на наш вопрос, не скучно ли постоянно на одном месте после «романтики дорог», отрицательно качает головой.
— Да везде же движение, просто оно разное,— философски замечает он.— За рулем одно, а здесь — другое. То детали нужные принести, то работу слесарей наладить, то ремонт
Сами ремонтники считают себя
— В нашей работе главное — добросовестность,— убежден Дроздов.— Ты должен сделать всё возможное, чтобы машина была в хорошем состоянии, чтобы душа была спокойна.
После некоторых раздумий Виктор признаётся, что нынешняя его профессия сложнее прежней. Потому что водитель отвечает только за безопасность пассажиров на маршруте, а если
Директор маршрута
— Алло, Артем? Дорогой, выйдешь завтра на
Диспетчер Лариса Сидорова приветствует нас легким кивком, не прерывая разговора и не отрывая взгляда от двух мониторов.
Переговоры длятся и длятся — один звонок, другой, третий. Меняются водители, автобусы, маршруты — минуты через три голова идет кругом. Непонятно, как эта женщина умудряется делать несколько дел одновременно.
— Я всегда думала, что диспетчер — это координатор на телефоне…
Эта реплика вызывает бурный протест начальника отдела эксплуатации Ирины Бабаниной.
— Это не координатор, это директор маршрута, причем, не одного,— решительно говорит она.— Вы только подумайте, сколько всего держится на диспетчере. Она составляет наряд, определяет, на какой маршрут какая машина выйдет, выдает билеты, валидаторы, таксирует всю документацию, принимает выручку кондукторов, отслеживает по навигации движение автобусов…
36 лет назад Ирина Бабанина пришла на работу простым диспетчером. За это время она до мелочей изучила «кухню» своего предприятия.
— Я, наверное, и не вспомню, скольких я научила работать за прошедшие годы,— улыбается она.— К нам на стажировку регулярно приходят мальчики и девочки из Тульского автомеханического колледжа транспортного строительства. Возможно,
И всё же работа у диспетчера непростая. Она требует как определенных навыков, так и опыта, концентрации внимания. И здоровья, бесспорно, ведь рабочая смена длится сутки.
— У нас есть время на отдых,— улучает минуту для разговора Лариса Сидорова, которая
Последняя фраза Ларисы — определяющая, с ней соглашаются все коллеги. Люди — это и стимул, и главный критик, и основная цель работы Тульской транспортной компании.
— В районах иногда бывают и смешные, и трогательные ситуации,— рассказывает Ирина Бабанина.— Водитель ездит по одному и тому же маршруту, знает в лицо — а нередко и по именам — всех пассажиров. И вот уходит человек в отпуск, мы посылаем замену, а потом звонок: «Куда вы нашего водителя дели? Не уволили?» Приходится объяснять, что с человеком всё в порядке, он просто отдыхает. Но тем приятнее получать от наших пассажиров поздравления с профессиональным праздником или благодарности за работу водителей и кондукторов на том или ином маршруте…
Важно приехать вовремя
— У меня особенная работа, и я ее очень люблю: с большинством пассажиров уже знаком, да и меня знают,— подтверждает слова Ирины водитель Геннадий Курсиков.— Встречаемся — обязательно интересуемся друг у друга как дела, как здоровье… Бывает, конечно, разное — пробки по пятницам, снег зимой. Но для меня всегда очень важно приехать вовремя, чтобы люди не стояли на остановках…
Водителем Курсиков работает с 1987 года и другого дела для себя не представляет, лишь недоуменно спрашивает, а где еще мог бы пережить столько разных эмоций, совершая один и тот же путь изо дня в день, получить искреннюю благодарность за свой труд. Кроме того, последние 8 лет он не только сам водит автобус, но еще и обучает вновь пришедших.
— Конечно, все, как правило, ребята с опытом — и дело свое в целом знают,— говорит он.— Но не выпустишь же человека вот так с порога на маршрут — мало ли что?
То, что новых водителей в Тульской транспортной компании все готовы поддержать, подчеркнул и меньше месяца проработавший здесь водитель,
— Я вожу автобус уверенно, поэтому моя стажировка была небольшой,— рассказал он.— Несколько дней, чтобы хорошо изучить маршрут. И всё это время со мной ездил наставник — сначала ты просто сидишь рядом и смотришь за его работой. Тебе рассказывают об особенностях дороги, о том, на какой ее участок ты потратишь больше времени, на какой — меньше, где нужно быть особенно внимательным.
Андрей признался, что не без удивления для себя обнаружил, что автобус после того, как он привык к его солидным габаритам, понравился ему куда больше более маневренного маршрутного такси.
— Он солиднее, надежнее, спокойнее… Здесь даже отношения с пассажирами складываются не в пример лучше, просто нет таких конфликтов, как были раньше,— говорит он.— Я в Тульской транспортной компании работаю вместе с
Андрей, прощаясь, весело помахал нам из кабины своего автобуса, выезжая с территории предприятия…
Наверное, действительно, истинные успех и признание приходят лишь в том случае, когда в большом коллективе большой компании каждый чувствует себя нужным, востребованным, уважаемым. Человеком, который выполняет свою работу с душой и желанием, с уверенностью в отличном результате и в собственном будущем.