mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Воскресенье 16 декабря

В поисках древнего города

Возврат к списку

28.09.2018 00:00

Автор: Дмитрий ОВЧИННИКОВ

Фото: автора

Краеведение/Культура В поисках древнего города



Село Павшино Дубенского района известно тем, что весной 1607 года через него из Калуги в Тулу проходил со своим войском предводитель крестьянского восстания Иван Болотников, а в 1624 году здесь родился Демид Антюфеев — отец Никиты Демидова, родоначальника династии крупных промышленников. Также считается, что именно на месте этого села располагался древний город Спаш. Правда, не все историки готовы с этим согласиться.

Две летописи

Известный историк-краевед, основатель первого музея Тульской губернии «Палата древностей» и первого тульского историко-археологического товарищества Николай Иванович Троицкий в книге «Березовское городище и древний удельный город Волконеск» (издана в 1904 году в Туле, основана на результатах археологических раскопок на территории современного Дубенского района) пишет:

«…князья Конинские, поселившиеся там, где ныне село и городище Спас-Конино, и князья Спашские, позднее Спавские, жившие там, где был их город Спаш, где теперь село и городище Старое Павшино… Спаш или Спадш, позднее — Спавш, бывший удельным городом князей Спашских или Спавшиных. О нем упоминает летопись под 1152-м годом. „И пойде Юрьи (Юрий Долгорукий.— Д. О. ) … на Вятич и взяша их; таже на Мченеск, да на Спашь, да на Глухов, ту же и сташа“. Правда, существует полнейшее недоумение о том, где был этот город Спаш, и оно высказывалось даже такими историками, как Н. М. Карамзин и М. Н. Погодин; но, кажется, недоумение их зависело только от того, что им неизвестно было о существовании села Спавшина, по-теперешнему Павшина, при котором доселе сохранилось городище как неоспоримое доказательство того, что здесь был город Спаш или Спавш, который потом был удельным городом князей Черниговских-Тарусских-Спашских или Спавшиных».

Потом эти утверждения Н. И. Троицкого были широко растиражированы. Так, например, в первой части учебного пособия по истории В. В. Пенькова, С. М. Стекунова «Край наш тульский» 1977 года издания сказано: «Ниже, по течению Оки, лежало Тарусское княжество… В составе княжества были уделы: Спашский и Конинский, Волконский (следы городищ сохранились в с. Павшино Дубенского района, с. Спас-Конино Алексинского района)». Об этом же говорится в учебной, справочной, популярной литературе, вышедшей позже.

Сразу вызывает некоторое недоумение факт «неоспоримости доказательства» на том лишь основании, что при селе Павшино есть городище — факт, не подтвержденный описанием соответствующего археологического материала. К тому же одноименных населенных пунктов достаточно много. Но это то, что на поверхности…

А в первоисточнике — Ипатьевской летописи под 1147 годом — сообщается, что в период междоусобных распрей новгород-северского князя Святослава Ольговича по пути из Мценска в Кромы догнали послы черниговского князя Владимира Давыдовича и бывшего волынского князя Святослава Всеволодовича именно в Спаши: «… и въ Спаши оугонища и посли от Володимира Давыдовича и от Всеволодича». Эти послы прибыли с предложением мира, который и был заключен в том самом Спаше в августе 1147 года.

Однако Н. И. Троицкий о летописи под 1147 годом не писал, а возможно, даже и не знал. В летописи же под 1152 годом (по так называемому «Воскресенскому списку»), на которую ссылается Николай Иванович, рассказывается о совместном походе князя Юрия Долгорукого с его союзниками из числа рязанцев и половцев и упоминается, помимо Спаша и Мценска, еще и город Глухов. Кроме того, из текста летописей видно, что Спаш находился к югу от Мценска.

Древнерусские города Мценск, Кромы и Глухов существуют и в наше время. Воспользовавшись географической картой, нетрудно установить, что село Павшино находится значительно севернее от Мценска. Зачем Юрию Долгорукому делать лишний крюк? Врагов на севере не было. Да и летописи обычно точно указывают населенные пункты передвижения войск в прямом и обратном направлении. И вполне логично из двух указанных летописей следует вывод, что войска в обоих случаях двигались из Мценска через Спаш (в 1147 году — на Кромы, в 1152 году — на Глухов), избрав наиболее краткий путь, удобный для целей похода.

Следовательно, Павшинское городище и древнерусский город Спаш — это совершенно разные места, а Н. И. Троицкий просто не располагал необходимыми материалами для детального анализа.

Но тогда где же все-таки находился Спаш?

Спасское городище

Известный тульский краевед, мой дядя Юрий Иванович Овчинников установил, что в 1967 и 1971 годах Верхнеокской экспедицией были проведены раскопки на городище, расположенном на высоком левом берегу реки Неполоди (левого притока Оки) при впадении в нее безымянного ручья, напротив села Спасского Орловской области (топонимика названия села согласуется с наименованием «Спаш», расположено оно к югу от Мценска на кратчайшем пути в Кромы и далее в Глухов). Это Спасское городище занимает очень выгодную позицию и господствует над окружающей местностью, возвышаясь над уровнем Неполоди на 30 метров. Со стороны реки склоны городища отвесны и неприступны. С напольной стороны городище окружено сохранившимся высоким валом и глубоким рвом. В южной части имеется въезд на поселение.

Раскопками вскрыта почти половина площадки. Центр ее и южная часть, где был въезд, были почти свободными от построек. Основные сооружения открыты в северо-западной части городища, у вала. Здесь обнаружен развал каменного большого дома, принадлежащего, очевидно, самому владельцу усадьбы. В северной части постройки сохранились крупные каменные блоки правильных очертаний от печи-камина.

На территории жилища открыт люк в подземный ход, ведущий прямо к реке. Выход его виден в обрезе городища со стороны реки Неполоди. Подобное сооружение впервые обнаружено на поселениях земли вятичей.

Неподалеку от дома феодала находилось и жилище челядина — полуземлянка с глинобитной печью, а также хозяйственные ямы-погреба. В культурном слое найдены фрагменты гончарной керамики с волнистым и линейным орнаментами, а также предметы быта и украшения домонгольского времени. Среди вещественных находок примечательны обломки стеклянных браслетов, серебряные и бронзовые перстни, железные наконечники стрел, серпы, пружинные ножницы, навесные замки и ключи к ним. 

Спаш — не наш?

После татаро-монгольского нашествия в начале XIII века, последующего образования Золотой орды и ее распада на отдельные ханства Спаш в XV веке должен был стоять на пути бесчисленных больших и малых набегов ногайских и особенно крымских татар на русские земли — то есть вблизи степной зоны. Недруги и не обходили Спаш стороной, потому и мог исчезнуть этот древнерусский город в XV веке.

Эти гипотезы полностью подтверждает не только географическое положение Спасского городища в Орловской области. В процессе раскопок на этой территории в самом верхнем горизонте культурного слоя найдены обломки белоглиняной гончарной посуды XIV-XV веков. На конечную дату существования Спаша указывают также четыре железные подковки для сапог с широким твердым каблуком (подобные подковы известны в Великом Новгороде в слоях XIV-XV веков) и небольшой костяной четырехконечный крестик.

Скорее всего, город Спаш находился у села Спасского на реке Неполоди, что на территории современной Орловской области. А что за поселение было на месте Павшинского городища в Дубенском районе нашей области — это нам еще предстоит выяснить…

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение

Комментарии

Дмитрий, 05.10.2018 00:52:42
Спасибо за отклик!
По Волконеску и Волконе согласен с Вашей логикой. Но по конретике надо уточнять. Еще лет 20 назад мой ныне покойный дядя Юрий Иванович (упоминаемый в этой статье) высказывал большие сомнения по нахожлению Волконеска на территории Дубенского района Тульской области. Остались его материалы. Надо внимательно изучить по этому вопросу. Всего доброго! С уважением.
Guest, 28.09.2018 13:03:24
Извините, Волкона и Волконеск мной ошибочно названы в предыдущем комментарии населенными пунктами, имелись в виду волости, и именно то, что эти две волости (Волконеск наверное и как собственно селение, т.к. название - Волконск - сохранилось до сих пор) находились совершенно в разных местах и далеко друг от друга.
Guest, 28.09.2018 12:50:13
Большое спасибо, Дмитрий! А как насчет Волконеска (который Троицкий тоже считал "нашим")? Наш он или всё-таки брянский (или теперь уже тоже орловский)? "Да сыну же своему Юрью даю город Брянеск с волостьми, и с погосты, и с селы, и со всеми пошлинами, со всем, что к Брянску потягло, да волости Соловьевичи, Прикладни, Пацын, Феодоровскаа, Осовик, Покиничи, Сухарь, Всеславль, Вороница, Жерын, Батогова, Хвощна, Пиянова, Волконеск." К Брянску же потягло? Не волость Волкона, которая была дана Андрею ("город Оле[кс]ин с волостми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с Волконою, и с Кониным, и с Гордеевым, и с Нюховою, и со всем с тем, что к тем местом потягло"), у которой должен был быть и свой административный центр, скорее всего, в районе теперешних деревень Березово и Тимофеевка, а именно тот Волконеск, что в духовной Иван III дает сыну Юрию. Очевидно же, что это два совершенно разных населенных пункта, а главное - находящиеся далеко друг от друга, ведь так? Просто даже посмотреть и сравнить, где все эти волости/селения - 1) которые рядом с Волконеском и 2) которые с Волконой. Они в обоих случаях группируются рядом друг с другом, но первые недалеко от Брянска, вторые - от Алексина. Троицкому, наверное, было это проверить труднее, чем нам. Волконеск из духовной Ивана III - это, вероятно, в настоящее время - село Волконск Дмитровского района Орловcкой обл.? В сети можно найти статью "Брянский уезд в XVI - первой половине XIX вв." историка и краеведа В.В. Крашенинникова, где подробно говорится, в частности, об адм. делении Брянского у., в т.ч. и именно о тех волостных центрах, что упоминаются в духовной.
Guest, 28.09.2018 12:28:15
Большое спасибо, Дмитрий!
Наши партнеры
Реклама