Эдгард Запашный: «Все родители, по сути, дрессировщики»

Назад

02 февраля 2018 00:00

 0

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: circus.ru

В Тульском цирке — шоу братьев Запашных «Эмоци и…», название которого говорит само за себя.

Цирк Запашных — это бренд, от него ждут чего-то большего, чем от обычной цирковой программы. На этот раз представители знаменитой династии народные артисты России Аскольд и Эдгард Запашные решили создать необычный спектакль, в котором буйство всевозможных оттенков было бы противопоставлено черно-белой повседневной жизни.

Идея шоу — наполнить представление яркими радужными красками, чтобы вызвать разнообразную палитру эмоций у зрителей. На эту идею работают и костюмы артистов, и световое решение, и даже музыка — специально написанная и звучащая в исполнении оркестра и рок-группы.

Гвоздь программы — интригующий и опасный аттракцион «Среди хищников» под руководством братьев Запашных. На манеже цирка одновременно окажутся редкие белые и уссурийские тигры, а также африканские львы. Именно в этом представлении Аскольд Запашный исполняет свой знаменитый прыжок верхом на льве, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса.

К слову, это не единственный рекордный трюк. В первом отделении зрители увидят конный аттракцион «Эллада», не имеющий мировых аналогов. В нём присутствует сразу несколько цирковых жанров: жонглирование, па-де-де, джигитовка, акробатика на лошадях.

Несмотря на применённые новации, программа «Эмоци и…» — классический и любимый зрителями всех поколений российский цирк с акробатами, гимнастами, жонглерами… Большинство номеров перемежаются клоунской репризой, но есть и синтетические жанры с героями и сюжетом.

В лучших традициях нашего цирка — множество номеров с участием животных: хищных кошек, лошадей, собак и попугаев ара.

* * *

Накануне первых представлений в Тульском цирке братья Запашные пообщались со студентами вузов региона — встреча проходила в Татьянин день. Представляя программу, её художественный руководитель и младший из братьев Аскольд Запашный сказал:

— Сегодня цирк во всём мире очень разный: есть западный, есть азиатский, а есть российский, который где-то между ними. Надо признать, что западный цирк сейчас сильно отстаёт от нашего — Россия во многом диктует тренды, задаёт стандарт. Только нами с братом создано больше 20 спектаклей — и классических, и тематических, которые признаны во всём мире и пользуются успехом в нашей стране.

Хороший цирк — это всегда острые эмоции, где артисты бросают вызов самим себе и делают то, чего не делают другие. Это работа на грани человеческих возможностей. Именно за этим и приходят зрители: они хотят стать свидетелями того, о чём потом будут с удовольствием рассказывать.

— В российском цирке всегда были и остаются главными номера с животными. Но и у нас всё громче становятся голоса зоозащитников. Как вы к этому относитесь?

Эдгард:

— Да уж, этот вопрос становится всё популярнее, о нём мы с братом можем говорить минут по сорок каждый. Но давайте задумаемся, что такое дрессура? Наверное, у многих из нас есть домашние животные. Мы учим их ходить в туалет куда нужно, а не куда хочется, выполнять трюки, есть определённую пищу. То есть каждый из нас — уже дрессировщик. Более того: все родители, по сути, дрессировщики. Они прививают нам набор правил, внушают нормы поведения, ценности, дают знания. Другое дело, что среди родителей встречаются уроды — люди, которые издеваются над своими детьми, подвергают насилию. Об этом нам регулярно сообщают СМИ. Однако после подобных инцидентов никто не говорит, что воспитание в домашних условиях — опасная штука и её надо запретить. Нет — все удивляются, обсуждают и забывают. Но почему-то когда в цирке выявляются случаи насилия (а это очень редко), все вокруг сходят с ума: «Как так? Они издеваются над животными!» Огромный резонанс и большая несправедливость.

Радикальные зоозащитные организации просто не знают, о чём говорят. Предлагая выпустить всех животных на волю, они забывают о том, сколько видов вымерло за последние 40 лет из-за условий этой самой дикой природы. А это 38 видов! Запретив животных в цирке, эти люди пойдут дальше: предложат закрыть зоопарки, затем национальные парки, а после перекинутся и на домашнее воспитание…

— Что вдохновляло вас в начале карьеры, заставляло двигаться вперёд?

Эдгард:

— Говорят, не сотвори себе кумира, но я в жизни сделал в точности наоборот. Для меня одним из таких людей, помимо нашего отца Вальтера Запашного, стал Майкл Джексон. На их примере я усвоил: чтобы стать легендой, нужно пахать при жизни, не поднимая головы.

Второе, что меня подстёгивало,— воспитание, данное цирком. Оно прививает трудолюбие: мы каждый день делаем сложнейшие рискованные трюки, ставя под угрозу свои жизни. Недавно с корейским акробатом из нашей команды произошла трагедия: после прыжка с подкидной доски он приземлился на голову и через две недели умер от полученных травм. Но мы, цирковые артисты, знаем, на что идём,— и этот номер по-прежнему исполняют наши ребята. Поэтому после каждого шоу мы просто искренне радуемся… Радуемся тому, что остались в живых.

И третье, что меня вдохновляет,— жизнелюбие. Не понимаю людей, которые просто плывут по течению или говорят: «Дети — самое главное, моя судьба не важна».

Аскольд:

— У нас было сложное детство: мы жили и работали в полуразрушенных цирках, а потом, дома, смотрели на кассетах записи программ благополучного западного цирка. Я завидовал и хотел хотя бы немного приблизиться к этому — сильная мотивация.

— Как вам фильм «Величайший шоумен»? Насколько хорошо он показывает жизнь цирка?

Аскольд:

— Я бы назвал этот фильм шаблонным: мне показалось, что он сделан красиво, но без души. И всё же в нём есть что-то похожее на современную реальность. Пикеты и факельное шествие, которое постепенно переходит в сожжение цирка,— есть не что иное, как демонстрация отношения к нашему искусству радикальных зоозащитников… Думаю, в этой картине больше показана судьба легендарного импрессарио Барнума, нежели жизнь цирка.

— В России уже есть большие фильмы про балет, хоккей, баскетбол… Когда появится хорошая картина о цирке?

Эдгард:

— В прошлом году у нас была попытка сделать нечто масштабное: мы запустили сериал «Маргарита Назарова». Но такого резонанса, как «Движение вверх» или «Большой», фильм не вызвал. Это значит, что нам, цирковым артистам, предстоит ещё много работать, чтобы вдохновить российских режиссеров на создание шедевра.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных