И снова Толстой

Назад

31 августа 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

6 сентября Тульский академический театр драмы открывает сезон премьерой — спектаклем «Грех» по мотивам повести Л. Н. Толстого «Дьявол». 

Повесть, которая стала литературной основой спектакля, не была опубликована при жизни Льва Николаевича. Она во многом автобиографична: Толстой описывает связь с простой крестьянской девушкой, случившуюся в годы его молодости. Долгие годы Толстой прятал от жены рукопись повести за обивкой кресла в своем кабинете…

Свою сценическую версию «Дьявола» Театр Олега Табакова (дебютная режиссерская работа ученика С. Женовача М. Станкевича) показал летом в Ясной Поляне в рамках программы фестиваля «Толстой Weekend». Еще одна постановка повести была осуществлена в молодежном театре Краснодара. ТАТД — третий в этом ряду.

Почему современные театры обращаются к этому малоизвестному тексту Толстого, в чем видят актуальность затрагиваемой в нем темы? С этим вопросом мы обратились к режиссеру из Санкт-Петербурга Геннадию Тростянецкому, который работает над постановкой «Дьявола» в Туле.

— Одна из проблем сегодняшнего театрального времени состоит в том, что кажется, будто все сколь-нибудь значимые произведения литературы и драматургии уже выявлены и исчерпаны. На сцене, тем не менее, новые трактовки всё время возникают и будут возникать. И это правильно — каждое время диктует свой взгляд на вещи,— говорит Геннадий Тростянецкий.— Мне думается, что именно в сегодняшнем времени сказывается пророчество Достоевского — настала эпоха, когда «всё дозволено». Это не очень известное даже русскому читателю произведение взволновало меня именно тем, что его герой, молодой человек, в ужасе бежит от этой вседозволенности, понимая, что, преступая грань, убивает самоё себя. Это произведение Льва Николаевича предельно личное, почти дневник. Впрочем, у Толстого всё очень личное — он себя растворяет и в Болконском, и в Безухове, и в Нехлюдове, и в Наташе, и в Алексее Каренине… За этой дневниковой хроникой стоит очень серьезное душевное происшествие. Именно поэтому я немедленно принял предложение руководства тульской драмы и вместе с драматургом Олегом Богаевым стал работать над текстом…

Работать с сегодняшней тульской труппой очень интересно. Каждый день я имею дело с талантливыми актерами разных поколений: у них разная школа, разный опыт, отличается и понимание каких-то существенных вещей. Вот и возникает непростая задача — объединить всю творческую группу общим замыслом, опираясь на лучшие традиции театра и на умное и страстное сердце вашего выдающегося земляка…

В спектакле занята практически вся труппа тульского театра. Роль главного героя, Евгения Иртенева, в разных составах играют Дмитрий Чепушканов и Сергей Сергеев. Центральные женские роли Лизы и Степаниды — Инна Медведева и Ольга Баурина. Художник-постановщик — Александр Дубровин.

Напомним, какие еще премьерные спектакли тульским зрителям предстоит увидеть в открывающемся сезоне. 4 октября — «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович (режиссер — Дмитрий Краснов). Еще две премьеры запланированы на декабрь: комедия «Дурочка» Лопе де Вега и «Алиса в стране чудес» по сказке Льюиса Кэрролла.

Кроме того, осенью на сцене ТАТД состоятся два гастрольных спектакля: 29 октября Евгений Гришковец представит премьеру спектакля «Предисловие», а 21 ноября Театр Алексея Рыбникова покажет легендарный мюзикл «Юнона и Авось».

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных