Актриса и режиссер

Назад

28 августа 2018 00:00

 0
Юбилей/Праздник

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Заслуженная артистка РФ, актриса Тульского академического театра драмы Елена Попенко 14 сентября отметит 80-летний юбилей. Ее мужу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, режиссеру Алексею Малышеву, 27 марта будущего года исполнится 90. Они прожили вместе 56 лет…

Табаков, Евстигнеев, Высоцкий…

Познакомились Елена Павловна и Алексей Александрович в Новосибирске, в театре «Красный факел», где Малышев в то время считался одним из ведущих актеров.

— После окончания ГИТИСа я немного поработала в Московском театре им. Пушкина, а потом уехала в Новосибирск,— вспоминает Елена Павловна.— Алексей сразу на меня произвел впечатление — такой красивый, серьезный… А потом был спектакль «Платон Кречет» по драме Корнейчука, где мы оба играли, много времени проводили вместе. Я сама призналась Алексею в любви и сказала, что готова на всё. Его ответ меня окончательно сразил: «Что значит „на всё“? Либо — жена, либо никаких отношений»…

Актриса и режиссер — классическая история. При этом в представлении обывателя браки в артистической среде — это бесконечные адюльтеры и разводы. У Попенко и Малышева всё совершенно иначе: они бережно хранят свой семейный очаг и не представляют, как может быть по-другому. Два года назад у Алексея Александровича отказали ноги, он передвигается в инвалидной коляске. Всё это время Елена Павловна за ним ухаживает, стараясь сделать жизнь мужа максимально комфортной.

— Я иногда включаю телевизор и натыкаюсь на передачи про известных актеров и их разводы. Все разводятся, и я этого не понимаю,— признаётся Алексей Малышев.— Вот с Арменом Джигарханяном история неприятная вышла. А ведь я его хорошо знал, такой талантливый актер был…

Попенко и Малышев были знакомы с замечательными актерами и режиссерами, которые навсегда останутся в истории отечественного театра и кино. Алексей Александрович учился в школе-студии МХАТ вместе с Олегом Табаковым, Евгением Евстигнеевым, Валентином Гафтом, Евгением Урбанским, дружил с ними. Об этом очень важном периоде своей жизни он подробно написал в книге «По волне моей памяти», изданной два года назад в тульском издательстве «Аквариус».

Елена Павловна тоже пыталась поступить в мхатовскую школу, но с первого раза не получилось. Училась в ГИТИСе, но общалась со своими мхатовскими ровесниками, среди которых, кстати, был и Владимир Высоцкий.

— Они все были озорные, задорные, часто собирались, пели под гитару,— рассказывает Елена Попенко.— Но я больше любила ходить в школу-студию МХАТ, когда там играл Святослав Рихтер. Он дружил с одним из преподавателей и приезжал обкатывать новые концертные программы перед студентами…

«Женское постоянство». Возвращение

Елена Павловна — дочь военного, ее семья часто переезжала. Судьба жены театрального режиссера в этом смысле похожа на судьбу жены военного. Попенко и Малышев работали в театрах Новосибирска, Ставрополя, Горького, Ростова-на-Дону. В Тулу приехали в 1987 году. Один из первых спектаклей, поставленных Малышевым на сцене ТАТД,— «Женское постоянство» по пьесе С. Моэма. Елена Попенко сыграла роль Констанции Мидлтон, ее партнером был блистательный тульский артист Николай Казаков.

— Мы играли этот спектакль десять лет. Николай Казаков был артистом необыкновенного мужского обаяния, удивительно харизматичным. При этом внутри — всегда ровным, спокойным,— говорит Елена Попенко.— Сын Николая, Алексей, поступил в Вахтанговское училище, сейчас он учится на втором курсе. Алеша к нам часто приходит — Алексей Александрович с ним занимается, помогает подготовить монолог барона из «Скупого рыцаря»…

Елена Павловна признаётся, что никогда не считала, сколько ролей сыграла за свою жизнь. Только в Туле их более двадцати: Гурмыжская («Лес» А. Н. Островского), миссис Хиггинс («Пигмалион» Б.  Шоу), бабушка («Деревья умирают стоя» А. Касоны), герцогиня Бервик «Веер леди У. «О. Уайльда).

— Герцогиню в спектакле по Уайльду мне очень хотелось сыграть, роль интересная, характерная, я ее буквально выпросила у Малышева,— смеется Елена Павловна.— Но это, пожалуй, исключение. Алексей Александрович всегда сам решал — есть ли в его постановке для меня роль или нет, и честно говорил мне об этом. Он очень принципиальный человек, для меня — главный учитель, и учитель строгий…

В 2016 году Алексей Малышев вновь поставил «Женское постоянство» — на этот раз роль Констанции сыграла молодая актриса Лариса Киеня, а Елена Попенко вышла на сцену в образе миссис Калвер.

«Мы учимся всю жизнь»

— Нет, я не ревную свои уже когда-то сыгранные роли к молодым актрисам,— говорит Елена Павловна.— Другое дело, что смотрю и осознаю: только теперь по-настоящему понимаю, как это сыграть. У нас такая профессия: мы учимся всю жизнь. Если ты до тридцати лет выходишь «пустышкой» к зрителю, это простительно, но если позже — уже стыдно. А я уже 58 лет на сцене…

В Евангелии от Луки есть такие строки: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих…» Это и про нашу актерскую профессию, мы обязаны помнить о своей ответственности — о чем спектакль, с чем мы выходим на сцену, куда зовем зрителя…

* * *

Алексей Александрович Малышев потерял возможность самостоятельно передвигаться через четыре дня после премьеры новой версии «Женского постоянства». С тех пор он не бывает на свежем воздухе: инвалидную коляску в маленький лифт девятиэтажэки на ул. Демонстрации еще как-то можно втащить, а вот спустить ее на улицу по крутым ступенькам у подъезда — просто нереально. Елена Павловна Попенко много раз обращалась в самые разные инстанции с просьбой обустроить пандус у подъезда, но пока безрезультатно…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных