Наука и практика как альфа и омега

Назад

06 июля 2018 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА, Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: предоставлены пресс-службой АО «КБП» и управлением по связям с общественностью ТулГУ

Когда академика Дмитрия Сергеевича Лихачева спросили, что самое главное в университетском образовании, он ответил: «Люди, традиции и библиотека».

Эта формула известного ученого стопроцентно применима для характеристики кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» Тульского государственного университета, которая 25 лет функционирует на базе Центра подготовки специалистов АО «КБП». И это главное не просто позволяет хранить и развивать заложенные основателями традиции, но и достойно отвечать на вызовы времени.

— Своими успехами кафедра во многом обязана наличию хорошо организованного союза высококвалифицированных педагогов и ученых,— говорит заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Юрий ШВЫКИН.— Именно такое объединение единомышленников, которое создавалось под руководством и при непосредственном участии Аркадия Георгиевича Шипунова, удалось не только сохранить, но и развить…

КБП и Тульский политех, а теперь ТулГУ, связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. В 30-е годы прошлого века из ЦКБ-14 пришел на работу в механический институт один из основателей Тульского политехнического (так вуз стал называться после объединения механического и горного институтов) Михаил Мамонтов. В 50-е годы здесь преподавал А. Г. Шипунов, в 60–70-е годы начали по совместительству работать Е. М. Куценко, Г. Д. Филимонов, Е. Е. Шорников, Ю. С. Швыкин, Ю. Л. Парфёнов, а позже и Ю. Б. Подчуфаров.

В то же время основу кадрового состава КБП всегда составляли выпускники Тульского политехнического института (впоследствии — Тульского государственного университета). Так, кажется, было всегда. Но эта взаимосвязь не статична — сотрудничество постоянно совершенствовалось, выходя на новые рубежи.

Не секрет, что вполне качественная советская система высшей школы страдала некоторой «всеобщностью», часто опираясь на идеологические дисциплины, но порой упуская при этом ориентацию будущих специалистов на конкретное производственное направление. Вспомните хотя бы знаменитое райкинское «забудьте, чему вас учили в институте…».

В середине 80-х годов произошла знаменательная встреча А. Г. Шипунова и Л. А. Толоконникова, на которой обсуждался и, в конечном итоге, был успешно решён вопрос о совместной подготовке специалистов для оборонной промышленности. Это предложение было с пониманием встречено и поддержано и руководством Миноборонпрома, и ректором университета Э. М. Соколовым, деканами В. В. Савельевым и Г. В. Бригадировым.

Так были организованы в КБП филиалы кафедр Тульского политехнического института: РиПАМ, двигателей, САУ, автоматики и телемеханики. Материальной базой филиалов стал созданный в КБП по инициативе А. Г. Шипунова учебный центр, специально оснащённый и предназначенный для проведения занятий по подготовке как студентов, так и учащихся школ, желающих связать свою судьбу с инженерной деятельностью. Большую работу по созданию учебного центра, организации его работы провели, помимо А. Г. Шипунова, В. П. Тихонов и С. Г. Лагутичев, по организации работы со студентами — Е. М. Пастухов, Г. Г. Климов, В. В. Лагун, М. А. Пастухова. Филиалы кафедр возглавили ведущие специалисты предприятия А. П. Эштокин, Е. Е. Шорников, Ю. Л. Парфенов, Ю. С. Швыкин, Э. Н. Давыдов, В. М. Кузнецов. Много и плодотворно работали на кафедрах В. С. Фимушкин, В. В. Артющев, В. И. Панова, В. А. Никитин; на кафедре автоматики и телемеханики — Н. И. Кулимов, Ю. Ф. Бондаренко, В. М. Донцов, Б. В. Грязев; на кафедре ЭВМ — В. М. Понятский, С. Е. Пятницкий, Н. Н. Моисеев, В. М. Малахов; на кафедре робототехники — Е. В. Александров. Большую помощь в работе по становлению учебного центра оказали сотрудники университета В. А. Каинов, Н. В. Фалдин, В. В. Марьина.

С учащимися школ много и плодотворно работали Г. А. Гуреева, В. П. Танаев, Т. К. Иванова, Н. М. Гришина. Это был первый этап совместной подготовки будущих инженеров, позволивший подобрать и создать коллектив специалистов, способных успешно совмещать свою профессиональную деятельность в КБ с работой по подготовке будущих инженеров на кафедрах университета.

Но примерно в то же время обозначилась острая необходимость в подготовке не просто профильных, но и высококвалифицированных специалистов с системным, глубоким знанием разработок КБП, в перспективе — будущих главных конструкторов направлений, по которым ведутся основные работы.

— КБП — одно из ведущих проектно-конструкторских бюро ОПК, создающее комплексы высокоточного оружия ближней тактической зоны по шести основным направлениям,— поясняет Ю. С. Швыкин.— Это противотанковые ракетные комплексы, комплексы артиллерийского управляемого вооружения, комплексы вооружений легкобронированной техники и танков, зенитные комплексы ближнего рубежа действия, многоцелевые комплексы управляемого вооружения и стрелково-пушечное вооружение. Разработка комплексов «Корнет», «Метис», «Рефлекс», «Краснополь», «Шмель», «Панцирь С-1», «Приз» требует обширного объёма знаний из самых разнообразных областей науки. Уходили годы на то, чтобы вновь пришедший молодой специалист не только освоил многие новые для него дисциплины, но и мог бы самостоятельно ставить и решать задачи, возникающие в процессе создания нового современного вооружения.

С началом девяностых непростые времена наступили и для КБП. Требовались недюжинные усилия, особые волевые качества и даже дипломатический талант, чтобы сохранить предприятие, основой которого всегда был кадровый потенциал. В целом это удалось. Но, увы, без потерь не обошлось. Уходили и молодые, и опытные — кого-то манил «длинный рубль», кто-то просто искал себя в новых экономических условиях. Потери требовалось восполнять. К тому же А. Г. Шипунов не мог не думать о будущем, он понимал, что действующим разработчикам, конструкторам, инженерам надо обеспечить достойную поддержку, а в перспективе и смену.

— Шёл 1992 год. Генеральный конструктор и гендиректор КБП А. Г. Шипунов обозначил проблему прямо: факультет САУ выпускает только специалистов, создающих «мозг» комплекса, а машиностроительный факультет — только проектировщиков, конструкторов,— вспоминает Юрий Сергеевич.— Так родилась идея создания в университете кафедры, которая выпускала бы разносторонне подготовленных, знающих всю систему в целом инженеров, которые призваны были в будущем стать тематиками, главными конструкторами направлений…

Эта идея нашла горячую поддержку у единомышленников Аркадия Георгиевича Шипунова, к ее реализации вместе с командой КБП подключился и ректор ТулГУ Э. М. Соколов. Вопрос был поставлен перед Министерством образования РФ, где туляки обосновали необходимость новой специальности. Результатом этой встречи стало создание в ТулГУ в 1993 году кафедры для подготовки кадров по новой специальности «Проектирование автоматизированных комплексов». Эту кафедру на протяжении 20 лет возглавлял академик РАН, доктор технических наук, профессор А. Г. Шипунов. От него эстафету принял ученик и соратник Аркадия Георгиевича, доктор технических наук, профессор Ю. С. Швыкин.

«Кафедра позволяла отслеживать умников и умниц чуть ли не с первого курса, вести их. Многим одаренным ребятам была установлена стипендия КБП — ведь процессу развития человека надо способствовать. Для того, чтобы достичь высоких результатов, требуется умственное и эмоциональное напряжение, человек должен находиться в состоянии подъема. Только тогда, когда вся душа вкладывается в дело, достигается результат, достигается успех»,— скажет позже в одном из интервью Аркадий Георгиевич.

За прошедшие годы кафедрой «Проектирование автоматизированных комплексов» подготовлены более 200 бакалавров, инженеров, магистров. О высоком уровне преподавания на кафедре говорит тот факт, что более 90 выпускников по завершении обучения получили дипломы с отличием.

Основная масса выпускников — туляки и жители нашей области. Но учились и учатся здесь ребята из Калуги, Орла, из далеких Мурманска, Уссурийска… Сейчас в КБП трудятся более 100 выпускников кафедры. Многие из них стали руководителями крупных подразделений, начальниками отделов, секторов и бюро. Это А. А. Шахов, В. А. Старухин, М. И. Андреев, К. С. Жидков, П. Ю. Миронов, Е. Б. Спирин, И. А. Гладков, А. В. Танаев, М. В. Камышников, А. С. Савилов, А. А. Маненьков, Н. В. Мелешин, М. С. Потудина, С. В. Усов, А. Ю. Патрин, М. О. Мизеров, Н. В. Огольцов, Д. С. Антипов, К. Е. Кострикин, Д. И. Изотов, А. А. Селиверстов, А. Ю. Токунов, Д. Б. Спаскин, А. С. Моисеев и другие.

Гордостью кафедры и предприятия по праву считаются выпускники, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса «Инженер года», отмеченные Национальной премией «Золотая идея» в номинации «Молодые таланты», премией им. С. И. Мосина.

— Аркадий Георгиевич как генеральный конструктор ясно видел необходимость создания на кафедре коллектива преподавателей, прошедших в КБП школу системного проектирования комплексов вооружения,— раскрывает секреты успеха Ю. С. Швыкин.— Такой творческий коллектив, профессорско-преподавательский состав, сформированный из ведущих специалистов предприятия, был создан под руководством Шипунова. Ведущие специалисты предприятия совмещали основную работу и преподавательскую деятельность. Необходимость дать широкие знания будущим инженерам потребовала привлечения многих специалистов. В настоящее время процесс обучения студентов на кафедре ведут 4 профессора, 5 докторов, 5 доцентов, 9 кандидатов технических наук.

При кафедре работает аспирантура очного и заочного типа, 5 выпускников которой защитили кандидатские диссертации. Сейчас в очной аспирантуре обучаются 3 инженера и несколько человек — в заочной.

Кафедра располагает аудиториями, оснащёнными самыми современными компьютерами, мощными 3D-принтерами. В центре подготовки специалистов студентам и преподавателям доступны классы университетского интернет-центра и вычислительные залы университета. Всё это обеспечивает выполнение курсовых и дипломных работ со стопроцентным применением компьютерной техники. Для изучения материальной части комплексов вооружения широко используются разрезные макеты, а также реальные блоки и узлы изделий и комплексов в целом. Все дипломные работы имеют практическую направленность для предприятия.

Наука не стоит на месте. В этой связи на кафедре ведётся работа по подготовке собственных учебно-методических материалов и выпуску монографий. Так, за последние два года преподавателями кафедры выпущено 5 монографий и 20 учебных и методических пособий.

Руководство КБП всегда поддерживало участие преподавателей, аспирантов и студентов в многочисленных научно-технических конференциях, семинарах, понимая важность обмена знаниями и опытом. Надо отметить и тот факт, что работы сотрудников предприятия на этих конференциях неизменно пользуются особым вниманием.

В настоящее время, с приходом в ЦПС и на кафедру доктора технических наук, профессора В. А. Мальцева и кандидата технических наук, доцента И. П. Жабина, работа кафедры по всем направлениям стала ещё более эффективной. Так, в этом году все выпускники защитили свои дипломные проекты на хорошо и отлично.

В силу своих служебных обязанностей преподаватели кафедры занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по важнейшим для КБП направлениям. Это методология системного проектирования; анализ и синтез сложных систем; термогазодинамика и тепломассообмен; энергетические узлы комплексов вооружения; аэробаллистическое проектирование; теория управления ракетами; динамика и прочность изделий.

В НИР и ОКР участвуют абсолютно все преподаватели, аспиранты и часть студентов. Результатом этих работ являются многочисленные комплексы, принятые на вооружение.

Важным направлением в деятельности кафедры стала профориентационная работа, которая проводится по ряду направлений. Организуются встречи со школьниками и их родителями, работающими в КБП. Эти мероприятия обеспечивают укомплектованность групп, с одной стороны, и появление династий — с другой. Регулярно на такую встречу приходит руководство института высокоточных систем (ИВТС) им. В. П. Грязева ТулГУ. Это также очень эффективная работа по набору студентов. Для школьников организуются экскурсии в выставочный зал, на которых сотрудники кафедры знакомят их с разработками предприятия. На электронном сайте университета размещена и регулярно обновляется информация о кафедре. И судя по тому, что желающих здесь учиться всегда хватает, информация эта находит адресатов.

После того как ТулГУ возглавил ректор профессор М. В. Грязев, содружество кафедры ПАК и университета вышло на новый уровень. Активную помощь в работе кафедры оказывают директор ИВТС им. В. П. Грязева, профессор А. Н. Чуков и его заместители, профессора М. С. Воротилин и А. Э. Соловьев. Значительную роль в становлении кафедры на протяжении многих лет играет В. И. Раздобурдин, сегодня этими вопросами активно занимается также директор по управлению персоналом С. В. Иванов.

Тесно сотрудничает кафедра ПАК с кафедрой «Ракетное вооружение», возглавляемой Н. А. Макаровцом и его заместителем В. А. Никитиным, а также с кафедрой САУ под руководством О. В. Горячева.

— Сегодня нам, старшему поколению, всем преподавателям кафедры следует терпеливо и грамотно привлекать уже со 2–3 курса всех студентов к научно-исследовательской и конструкторской работе,— объясняет Ю. С. Швыкин.— И тогда к пятому курсу мы будем иметь не новичка в инженерном деле, а хорошо подготовленного к работе молодого специалиста. Опыт работы многих студентов кафедры на полставки инженера на нашем предприятии имеется. И в этом руководство КБП и ТулГУ нас всегда поддерживает…

А еще заведующий кафедрой ПАК уверен, что его коллегам-преподавателям, совместно со смежными по специальности и дисциплине кафедрами ТулГУ, необходимо уделить внимание изданию учебников и учебных пособий, наращиванию базы виртуальных лабораторных работ. Для будущих поколений нужно подготовить хорошие современные учебники.

А для школьников, родители которых работают в КБП, профессор Швыкин предлагает возродить компьютерные курсы, которые в дальнейшем должны помочь студентам кафедры ПАК стать не только инженерами, физиками, конструкторами, но и создателями инструмента инженера — собственных программ. И тогда выпускник кафедры «Проектирование автоматизированных комплексов» будет поистине бесценным специалистом!

От первого лица

Говорят студенты кафедры ПАК, специальности «Проектирование технологических машин и комплексов».

Александр Майоров:

— Почти все студенты нашей кафедры учатся на целевом месте и в будущем придут работать в КБП, и я — не исключение. Здесь работает мой отец, и от него я знаю, что это передовое предприятие, где создаётся всё новое, внедряются современные технологии, ведь только так можно разрабатывать и производить лучшее в мире оружие. Чтобы не отставать от этого процесса, я уже сейчас занимаюсь наукой — в соавторстве с одногруппником подготовил первую статью под руководством нашего преподавателя…

Анна Репина:

— Моя мама больше 20 лет работает в КБП ведущим инженером. Это стабильное предприятие, где можно успешно продвигаться по карьерной лестнице и зарабатывать деньги собственным умом и знаниями. Я уже немного знакома с предприятием — проходила здесь практику, к тому же один учебный день в неделю у нас проходит полностью на кафедре. Мы работаем с современными программами, ведь современное производство очень высокотехнологично. Станок обрабатывает деталь сам, а инженер создаёт для этого программу. В следующем году будем изучать 3D-принтеры…

Лев Сафонов:

— На предприятии я уже многое увидел и узнал, но меня удивила даже не сама боевая техника — про неё я знал, что она не имеет аналогов. Поразили тренажёры, на которых обучают операторов. Чтобы не проводить дорогостоящие полевые испытания, создаются макеты кабины и полностью воспроизводится управление системой. Это действительно интересно, и этим хочется заниматься в будущем! …

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных