Как лечит интернет

Назад

22 июня 2018 00:00

 0
Здоровье

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: пресс-службы Тульского филиала ПАО «Ростелеком»

В 2018 году все лечебные учреждения Тульской области, даже самые маленькие, подключены к интернету и объединены в общую сеть. Авторы проекта информатизации здравоохранения уверяют: скоро представить лечение без использования глобальной сети будет невозможно, а положительные изменения пациенты видят уже сейчас.

Врач придёт через Сеть

В фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) села Частое Большой Тулы — приёмный день. Медучреждение на два кабинета — смотровой и процедурный — открыли совсем недавно. Этот ФАП — показательный, оснащён по последнему слову техники. Тут же — две жилые комнаты для медперсонала. Жилая зона, правда, пока пустует. Говорят, в прошлом году сюда хотела устроиться выпускница медучилища, но, видно, что-то не срослось…

Фельдшера Лидию Шатрову в селе хорошо знают, в приёмные дни по понедельникам, средам, пятницам к ней идут с самого утра: кому-то надо давление померить, кому-то — укол поставить, а иной раз и просто посоветоваться. Стаж у медработника большой, опыта и знаний хватает, силы и желание работать есть, хотя Лидия Ивановна давно уже на пенсии.

Новые технологии дались фельдшеру со стажем без труда: она резво управляется с компьютером, использует современный электрокардиограф, да и с другим оборудованием проблем не испытывает. В ФАПе, с тех пор как он подключён к интернету, появилась возможность передавать данные о пациентах в районную больницу и запрашивать консультации у профильных специалистов.

— Врачи назначают время, наши пациенты приходят, доктор смотрит их анализы и разговаривает по видеосвязи,— объясняет Л. И. Шатрова.

В очереди на приём — две пациентки пенсионного возраста. На затянувшееся ожидание они не ропщут.

— Мы больше десяти лет ждали, когда у нас здравпункт откроют, и теперь радуемся. Прежний закрыли в начале 2000-х годов,— поделилась Валентина Васильевна.— Когда прописывают уколы, хожу сюда, а в неприёмные дни иду до соседней деревни Бежка, там тоже есть такой пункт. Но всё же когда ближе — лучше. Сюда, кстати, не только бабки приходят: молодые тоже Лидии Ивановне доверяют, и с детьми идут…

Амбулаторные карты — в прошлом

Информационную систему в здравоохранение Тульской области стали внедрять шесть лет назад. В ноябре 2012 года «Ростелеком» выиграл тендер регионального минздрава на подключение всех лечебно-профилактических учреждений области к единой защищённой сети.

На первом этапе интернет пришёл в крупные больницы и поликлиники, а теперь добрался и до всех ФАПов, которых в регионе 348. Проложено больше 500 км волоконно-оптических линий связи. Сигнал по ним идёт быстро, а соединение защищено, ведь медицинские сведения составляют в том числе и врачебную тайну.

Информационные технологии используются по-разному. Они также позволяют создать единую базу данных о пациентах и историях болезни. Отныне все данные осмотров, результаты анализов, заключения, диагнозы, рекомендации, промежуточные итоги лечения заносятся в компьютер. Такая обязанность включена в эффективный контракт врача, а значит, от выполнения и этой функции тоже зависит зарплата. Доктор может вносить данные самостоятельно либо доверить это медсестре. Таким образом, привычные амбулаторные карты в скором будущем уйдут в историю.

— Некоторые врачи уже не делают записи в картах от руки, хотя сами карты мы по-прежнему храним,— рассказывает главный врач тульской детской инфекционной больницы № 2 Саида Акавова.— Документооборот полностью изменился с внедрением «Бережливой поликлиники»: создано отдельное, закрытое от пациентов помещение, где сотрудники, получая информацию о записи пациентов на текущий день, передают карты непосредственно врачам…

Детская больница № 2 — самая крупная в городе, она обслуживает всё население Пролетарского округа, около 16 тысяч человек. Информационные технологии здесь используют всюду: например, вместо регистратуры создали единый call-центр, в который можно обратиться по любому вопросу — узнать расписание работы врача, записаться или вызвать врача на дом.

— Во время эпидемии гриппа количество звонков доходит до 500 в день, а сегодня мы приняли 36 — летний период,— продолжает С. Акавова.— Все звонки записываются, каждый я могу прослушать с целью контроля качества. Положительный эффект ощутим: очередей у нас практически нет, запись на анализы, прививки, обследование грудных детей — в обычном режиме. На этажах работают консультанты, которые расскажут и покажут, куда идти, причём всё это — без увеличения общей штатной численности, за счёт перераспределения обязанностей среди технического персонала. Вот только педиатров всё ещё не хватает — обучаем студентов-целевиков, ждём их! …

«Скорая» будет скорой!

На этой неделе в Туле заработала единая диспетчерская служба «скорой помощи» территориального Центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи — тоже проект информатизации и новых технологий. В новых помещениях оборудовано 12 рабочих мест для диспетчеров — теперь звонки по телефону «03» или «103» будут направляться не на конкретную подстанцию, а в единый центр, где будет приниматься решение, какую машину и на какой вызов направлять. Сейчас служба заработала в Туле, в перспективе к ней подключат всю область.

Кроме того, операторы контролируют нахождение машин в каждый момент времени, оперативно передают фельдшерам и врачам информацию о состоянии здоровья пациентов. В свою очередь, при необходимости госпитализации медработники оперативно связываются с учреждениями здравоохранения.

В министерстве здравоохранения Тульской области отметили, что «скорой помощи» отводится 20 минут для доезда на экстренные вызовы — при угрозе жизни человека (ДТП, пожары, падения с высоты и др. ), и до двух часов — на неотложные вызовы, связанные с обострением хронических заболеваний.

— Стандарт единый и неизменный, он должен и будет работать,— заверил министр здравоохранения региона Андрей Третьяков.— Внедряя современную диспетчерскую систему, мы рассчитываем увеличить показатель времени доезда до нормативного во всех случаях. Можно констатировать, что в Туле «скорая» приезжает вовремя в 95% случаев, хотя не так давно эта цифра составляла 76,2%. Добиваемся этого и за счёт полного снятия со «скорых» непрофильной работы: бригады должны выезжать к пациентам, которым требуется помощь, а не перевозить больных из одной больницы в другую или выполнять какие-то другие несвойственные им обязанности…

Министр уверен: без возможностей современных информационных технологий уже сейчас невозможно представить здравоохранение, и в будущем их роль будет только возрастать.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных