mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Среда 15 августа

Театр одного автора

Возврат к списку

15.06.2018 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ, Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА, Геннадия ПОЛЯКОВА и предоставлены музеем-заповедником «Ясная Поляна»

Краеведение/Культура Театр одного автора



Фестиваль «Толстой Weekend» прошёл в этом году в третий раз и перестал быть исключительно театральным: в течение четырёх дней успели открыть выставку, показать фильм и прочитать лекцию. И всё — о Толстом.

География расширяется

Успех любого театрального фестиваля измеряется прежде всего степенью популярности у зрителей. В прошлом году «Толстой Weekend» в Ясной Поляне посетили более пяти тысяч гостей, в том числе около сотни представителей региональных и федеральных СМИ. По предварительным подсчетам, количество зрителей в этом году — около 6,5 тысячи. Причем билеты на все спектакли программы фестиваля раскуплены за две недели до его открытия.

«Толстой Weekend» — фестиваль молодой, его традиции только начинают формироваться. Поэтому каждый год приносит нечто новое. Среди новшеств 2018 года — наличие четырех площадок: три сцены в Ясной Поляне и арт-пространство «Октава». Изменился облик и расположение главной сцены — ее перенесли подальше от главного входа, на поляну, где, как рассказала директор музея-усадьбы Екатерина Толстая, во времена Льва Николаевича проходили праздники и отмечались семейные события. В кулуарах говорили, что перемена дислокации была также продиктована стремлением максимально снизить ущерб для музея-заповедника, не привыкшего к одновременному присутствию такого количества гостей…

Главная фестивальная площадка-2018 произвела сильное впечатление: настоящий театр под открытым небом с большой и отлично оснащенной сценой и вместительным зрительным залом — амфитеатром.

— Фестиваль одного автора — редкость для России, но они необходимы, потому что формируют мотивацию для театров. Для нас очень важно, что ряд спектаклей, включенных в программу, были сделаны специально для «Толстой Weekend», то есть в эти дни состоятся их премьерные показы,— отметил театральный критик и программный директор фестиваля Павел Руднев.— Сложно ли ставить Толстого? Есть некий стереотип, что это — тяжелая драматургия с острыми темами. Нечто эпических масштабов. Мне кажется, надо этот стереотип разбивать и показывать, что театр — это другое, и что спектакли по тяжелым произведениям Толстого могут быть максимально легкими.

В этом году передо мной была поставлена задача составить максимально насыщенную программу. Настолько плотную, чтоб ни один человек не мог посмотреть ее всю, от начала и до конца. Вторая задача — расширение географии. В результате на «Толстой Weekend» приехали три европейских театра — из Словении, Латвии и Норвегии. И театры из девяти российских городов. Это своего рода рекорд.

Еще один важный момент: детская программа. Мы позволили себе привезти несколько спектаклей не по произведениям Толстого — не потому, что не смогли найти, а потому, что захотели показать что-то еще: то, что было бы созвучно и как-то оттеняло спектакли по Толстому. В детской программе есть замечательные работы — например, спектакль «Двое» по «Горе от ума» Грибоедова с использованием мультимедийных технологий — это своего рода диалог актера с огромным количеством видеоэкранов в и планшетов…

Особенность фестиваля этого года также — в обилии современных театральных форм и жанров. В частности, спектаклей в модном жанре сторителлинга: актеры рассказывают историю будто бы от своего имени — интересно, импровизационно и вовлекая в происходящее зрителя.

В «центре мира»

Торжественное открытие фестиваля состоялось 9 июня на основной яснополянской сцене.

— С каждым годом «Толстой Weekend» приобретает всё большую популярность, на эту площадку приезжают ведущие коллективы нашей страны. Мы рады всем участникам,— сказал в приветственном слове губернатор Тульской области Алексей Дюмин — именно по его инициативе был создан этот фестивальный проект.— Это яркое культурное событие не только на уровне нашего региона, но и в масштабе всей страны. Мы не будем останавливаться на достигнутом, будем продолжать развивать фестиваль. Для этого у нас есть импульс: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил 2019 год Годом театра, и мы приложим все усилия, чтобы в следующем году фестиваль был еще более ярким и запоминающимся…

Глава региона поблагодарил Министерство культуры РФ и Госкорпорацию «Ростех» за поддержку фестиваля.

— Этот проект прославляет великое имя и великое место, и очень здорово, что в это прекрасное, по-настоящему русское место приезжают театры из разных стран,— подчеркнул директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Василий Бровко.— Надеюсь, эта тенденция про — длится, «Толстой Weekend» станет знаковым европейским фестивалем и будет собирать тысячи и тысячи людей здесь…

В программу фестиваля были включены две «Крейцеровы сонаты»: спектакль Велмиерского театра из Латвии и постановка театра «Балет Москва», созданная канадским хореографом Робертом Бинетом. Две версии «Отрочества» представили Пермский и Саратовский ТЮЗы. Специально для фестиваля независимый московский театр Le Cirque De Charles La Tannes подготовил сторителлинг «Кто убил Анну». Театр из словенского Марибора представил постановку «Холстомера»…

А открыл фестиваль «Коляда-Театр» из Екатеринбурга спектаклем по неоконченной повести Л. Н. Толстого «Фальшивый купон».

…Всё началось с детского и, на первый взгляд, невинного мошенничества: два гимназиста подделали купон — дорисовали единицу. И по этому купону вместо 2 рублей 50 копеек получили 12 с полтиной. Но именно с этого фальшивого купона начинается цепочка событий, затрагивающих множество самых разных людей. Маленькое зло растет как снежный ком, превращается в грабежи и убийства и возвращается к тем, кто так или иначе был вовлечен в эту историю. Спектакль Театра Коляды — о добре и зле, о том, что только сам человек может сделать выбор, чему служить. Грех и святость в русском человеке всегда живут рядом — об этом всегда писал Толстой…

— Я впервые в Ясной Поляне и сегодня едва сдержал слезы, когда пошел смотреть могилу Льва Николаевича, увидел этот крошечный холмик — и больше ничего,— признался режиссер, драматург, актер, руководитель театра Николай Коляда.— Вот это место, где мы сейчас с вами стоим,— центр мира. Лев Толстой жил в Ясной Поляне — и она стала центром вселенной. Все в мире читают Толстого, как можно его не читать?

Мы это умеем в театре: «нажать на глазные яблоки» — вот здесь все заплачут, а здесь засмеются. А у него всё так просто — но при этом мурашки по коже, и ты не знаешь, как это сделано, что это за космос…

Спектакль «Фальшивый купон» был поставлен по инсценировке, написанной моей ученицей Катей Бронниковой. Я попросил ее. Потому что эта повесть была для меня в детстве самой любимой. А детские мечты должны сбываться. Очень трудно переводить прозу Толстого на язык театра, поэтому мы придумали на основе его текста свою пьесу, свой спектакль. Он о том, что зло обязательно будет наказано, и для тех, кто делает мерзости, это не пройдет даром. Во всяком случае, я в это верю…

Два дневника

Каждый год фестиваль готовит спецпроект, который по его завершении продолжает жить в Ясной Поляне. В прошлом году это был иммерсивный спектакль «Зелёная палочка» — бродилка по усадьбе, где героями становятся сами зрители, надевая маски с портретом Льва Толстого. Этот «маскарад» так понравился гостям Ясной Поляны, что спектакль стали часто заказывать в дополнение к основной экскурсии.

В 2018 году представлен новый долгосрочный проект — аудиоспектакль-прогулка «Война и мир» режиссёра Евгения Маленчева — первый случай участия тульского театрального деятеля в постановках «Толстой Weekend». Озвучена пьеса драматурга Юлии Поспеловой, основанная на дневниках, письмах и воспоминаниях Толстого и его жены с 1862 по 1869 год. Лев Николаевич и Софья Андреевна ведут дневники параллельно, каждый пишет о своём, но события в них пересекаются, образуя своеобразный диалог.

Слушателю выдают наушники и смартфон, в который закачан аудиоспектакль. Повествование начинается у Большого пруда Ясной Поляны. Толстой собирает материалы для своего будущего главного романа, параллельно пишет рассказы и статьи, Софья Андреевна во всём поддерживает своего Лёвушку и очень переживает за семейство.

Так, в наушниках, слушатель проходит большую часть Ясной Поляны — Большой дом, Чепыж, Колодец, Берёзовый клин, пашню. Спектакль длится 1 час 20 минут.

— Я сам прошёл этим маршрутом раз 30 и понял, что при средней скорости это самая оптимальная длительность,— говорит режиссер Евгений Маленчев.— Но мы никого ни к чему не обязываем: смартфон позволяет делать паузы, чтобы подумать, отдохнуть или перекусить. При желании гулять с Львом Толстым можно хоть весь день…

Озвучили дневники писателя и его жены профессиональные актёры, большинство — из тульского драмтеатра. Каждый отрывок, равный календарному году, читают разные люди: Полина Шатохина и Андрей Харенко, Инна Медведева и Андрей Сидоренко, Лариса Киеня и Дмитрий Чепушканов, Вениамин Найман и Мария Соловьёва, Сергей Пыжов, Гульнара Икакова (мастерская Бориса Юхананова) и Александра Ребенок (МХТ им. Чехова) и режиссёр Антон Маликов, Максим Суханов (Театр им. Вахтангова) и другие.

Аудиоспектакль — занятие не групповое, личное. Он даёт возможность остаться наедине с текстами Толстого, по-новому увидеть усадьбу и понять что-то о себе и жизни вокруг. По мнению авторов проекта, такой формат позволит каждому получить свой собственный, уникальный чувственный и эмоциональный опыт, а живое пространство усадьбы, внутри которого разворачивается действие, поможет максимально погрузиться в историю сложных человеческих взаимоотношений.

В течение двух дней спектакль увидели и услышали десятки человек, за наушниками и смартфонами выстраивались очереди. Авторы проекта получили множество положительных отзывов.

— Спектакль продолжит жить в Ясной Поляне, но будет меняться в зависимости от времени года и обстоятельств: когда начнётся сенокос, нам нужно будет изменить маршрут. То же самое — зимой и в другое время года,— сообщил Евгений Маленчев.

Балет, выставка, кино

Одним из самых ярких событий стал спектакль Театра Олега Табакова «Дьявол» по одноименной повести Льва Толстого — дебютная режиссерская работа ученика Сергея Женовача Михаила Станкевича.

Литературная основа спектакля — неопубликованная при жизни писателя повесть «Дьявол», во многом автобиографичная. В ней Толстой описывал связь с простой крестьянской девушкой, случившуюся в годы его молодости. Рукопись повести Толстой долгие годы прятал от жены за обивкой кресла в своем кабинете.

На главную роль — помещика Евгения Иртенева — театр пригласил актера Московского художественного театра Максима Матвеева. В спектакле также заняты народный артист РФ Борис Плотников, заслуженная артистка РФ Роза Хайруллина и другие. Авторы сценической версии бережно отнеслись к оригинальному толстовскому тексту, сохранив его интонацию. В спектакле много ярких актерских работ. Прежде всего — работа Максима Матвеева. Его героя мучает стыд и чувство вины, но неудержимая, разрушительная страсть оказывается сильнее. В повести Толстого главный герой в финале убивает свою любовницу. В спектакле Станкевича он сам подписывает себе смертный приговор.

В рамках фестиваля в Доме Волконского открылась выставка греческих художников «Достойно быть». Всего в экспозиции собраны работы девятнадцати современных греческих живописцев. У каждого автора — своя техника, своя творческая манера, но всех их объединил интерес к произведениям Толстого и любовь к героиням русской классики. Специально для этой выставки в течение двух лет художники перечитывали «Семейное счастие», «Войну и мир», «Анну Каренину».

— Греция была одной из первых стран, на язык которой были переведены практически все произведения Льва Николаевича. Это один любимых греками литераторов, его читают, играют в театре,— утверждает Майя Христиду, управляющая художественной галереей в Афинах. Отец Майи русский, мать — украинка. В конце 70-х она вышла замуж за грека и уехала на его родину.— Мы нашли много общего между творчеством Льва Николаевича и древнегреческим искусством: эпичность Толстого чисто гомеровская. Что отличает творчество греческих художников? Эпичность, символизм, а еще они сохранили в себе наивность, которая была свойственна античной культуре…

Завершил театральную программу фестиваля спектакль «Крейцерова соната» столичного театра «Балет Москва», поставленный хореографом Робертом Бинетом. В его интерпретации у героев повести появились двойники, которые всё время присутствуют на сцене. Постановка продолжается чуть больше часа. Любовь, ревность, гнев — эмоции, о которых пишет Толстой, выразительно переданы в танце. Зрители устроили столичному коллективу многоминутную овацию.

В 2018 году «Толстой Weekend» стал ещё и кинофестивалем. В заключительный день, уже после закрытия театральной программы, в Ясную Поляну приехала режиссёр Авдотья Смирнова. Она представила свой фильм «История одного назначения», одним из героев которого стал молодой Лев Толстой.

Съёмки проходили на территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» год назад.

— Работать здесь было настоящим счастьем,— сказала Смирнова перед показом фрагментов картины.

Фильм получил приз имени Григория Горина за лучший сценарий на 29-м сочинском фестивале «Кинотавр». Он выйдет в прокат 6 сентября.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама