Валентина Силко: «Актеры живут в мире воображения»

Назад

15 мая 2018 00:00

 0
Юбилей/Праздник

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива Тульского ТЮЗа

Сегодня актриса Тульского театра юного зрителя, заслуженная артистка РФ Валентина Силко отмечает юбилей. Вечером на сцене театра состоится спектакль «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя, в котором Валентина Викторовна играет сваху Феклу Ивановну.

Первый спектакль: «Лебединое озеро»

Валентина Силко органична во всех ролях, но в «Женитьбе» она создала настолько сочный и яркий образ, что кажется, будто этот текст написан специально для нее.

— «Женитьба» — настоящий подарок, одна из самых значимых для меня ролей,— признаётся Валентина Викторовна.— А еще — Верочка в «Последних» по Горькому, «Нетерпение» по Трифонову. Хороших ролей в моей жизни было много. При этом, конечно, как и любой актрисе ТЮЗа, чаще приходилось играть сказочных персонажей: сначала принцесс, потом королев. Да, королев было как-то многовато… Животных тоже. У меня в жизни однажды случился период грызунов: Белая Мышь, Серая Крыса…

Она родилась в деревне Решеты Новосибирской области. Бабушка и дедушка приехали сюда в начале прошлого века из Харьковской губернии: они были столыпинскими переселенцами.

— Во всей деревне только у моего деда была лощадь, и он всем соседям помогал распахивать огороды, совершенно бесплатно,— рассказывает Валентина Викторовна.— А после революции эту лошадь реквизировали. Бабушка и дедушка умерли практически одновременно — вот что значит настоящие семейные узы… У них было 8 детей. Наследство родителей разделили. Моей маме досталась овца. И младшая сестра с одеяльцем…

Два брата матери Валентины воевали. Старший вернулся с фронта совсем больным и умер вскоре после Дня Победы. Был тяжело ранен другой брат. Воевал и отец Валентины Викторовны: его мобилизовали в 1942 году, еще до ее рождения, он успел написать жене письмо со сборов, и это была последняя от него весточка. Виктор Силко так и не узнал, что у него родилась дочь — пропал без вести… А мама с пятилетней Валентиной перебралась в село Согорное — удивительной красоты место.

— Там были болота, клюкву ведрами собирали. Огромное озеро, в котором водились караси,— вспоминает Валентина Викторовна.— Послевоенные голодные годы: ни хлеба, ни картошки, ни масла. Вот мы только карасями и питались — до сих пор рыбу не могу есть…

Валентина собиралась поступать в медицинское училище, но однажды ее вместе с другими учениками, хорошо закончившими семилетку, наградили поездкой в Новосибирск и билетами в театр оперы и балета. «Лебединое озеро» — первый спектакль, который она увидела.

— Я вернулась домой потрясенная — ведь до этого дня в моей жизни была только радиопередача «Театр у микрофона». И начала мечтать об актерской профессии. В Новосибирском драматическом театре «Красный факел» мне посоветовали годик поучиться в культпросветучилище, а затем обещали взять в студию. Я поступила, но потом передумала уходить — в училище так хорошо ко мне относились — я просто не могла людей обидеть. Я всю жизнь боюсь кого-то обидеть, подвести — какое-то болезненное чувство ответственности.

Три года счастья

Закончив культпросветучилище, Валентина вместе с двумя подружками отправилась в город своей мечты — Ленинград — поступать в ЛГИТМИК. Первый тур прошла, со второго «слетела» — еще бы, ведь в тот год курс набирал сам Товстоногов, и конкурс был сумасшедший. Девушке предложили поступить на специальность актер кукольного театра. Валентина за ночь сделала этюд — и ее приняли. А потом она отправилась на прослушивание в студию Зиновия Яковлевича Корогодского — главного режиссера Ленинградского ТЮЗа. Не пробоваться, а поддержать одну из своих подруг.

— Как это случилось, до сих пор не понимаю,— признаётся Валентина Викторовна.— Наверное, всё дело было в том, что я не волновалась — просто открыто и эмоционально реагировала на выступления ребят. И тогда мне предложили самой что-нибудь почитать. Я прочитала «Девушку и Смерть» Горького, чеховскую «Шурочку», спела песню. И меня взяли к Корогодскому.

Время своего обучения в Ленинграде Валентина Силко называет тремя годами счастья: девушка из далекой сибирской деревни попала в культурную столицу страны — театры, музеи… Она училась вместе с Георгием Тараторкиным, он был ее партнером на занятиях по танцу.

— Замечательный был парень, добрейшей, чистейшей души человек,— говорит Валентина Викторовна.— Очень начитанный, книги для меня доставал, в том числе Солженицына… Выпуск нашего курса ждали, приглашения приходили из драматических театров со всей страны. А однажды к нам приехал известный режиссер Роман Соколов с предложением большой командой поехать в Тульский ТЮЗ. Согласились десять человек — и я среди них. Помню свое первое впечатление от города. Это было в 1966 году. Едем по Красноармейскому проспекту — тогда там трамваи ходили. А потом заворачиваем на улицу Коминтерна. Вижу здание ТЮЗа и чудную тополиную аллею. Потом тополя спилили, и мне очень их жаль…

Ребята из студии Корогодского работали в Тульском ТЮЗе — и одновременно учились в Щукинском театральном училище. К ним приезжали маститые педагоги из Москвы, в их числе Людмила Владимировна Ставская — ее Валентина Силко считает вторым своим мастером, после Корогодского. Однако, закончив «Щуку», питерские ребята захотели вернуться домой. В Туле осталась только Валентина Викторовна — с тех пор прошло более пятидесяти лет… Здесь она встретила своего будущего мужа, режиссера Виктора Шубникова, родила дочь Лизу.

Сцена лечит

Валентина Викторовна вспоминает первые годы работы в театре. У нее было много ролей, причем взрослых — несмотря на то, что она всегда была невысокой и худенькой и выглядела моложе своих лет. Валентину тут же ввели в водевиль — так как она отлично пела и танцевала. Много ездила с гастролями по области.

— Чернский, Ефремовский районы — 20 дней по колхозам… Выступали на фермах после дойки, в 11 часов вечера, на полевых станах,— рассказывает Валентина Викторовна.— Жили в непростых условиях — везде грязь, коровьи лепешки. Но это хорошее было время…

Есть у Валентины Викторовны и кинематографический опыт: несколько эпизодических ролей в фильмах Александра Прошкина. Она с огромным пиететом и уважением говорит об этом режиссере — как о большом мастере и человеке, с уважением относящемся к актерам.

— Актеры — необычные, непредсказуемые люди. Мы живем в мире картинок, в мире воображения. Актер может выйти на сцену с температурой 40 градусов и работать так, будто он абсолютно здоров. А вообще-то сцена лечит. У меня за пятьдесят лет работы был только один бюллетень,— признаётся Валентина Силко.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных