mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Пятница 25 мая

Как добраться до Петушков

Возврат к списку

11.05.2018 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Краеведение/Культура Как добраться до Петушков



В Тульском камерном драматическом театре — премьера: спектакль по поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки».

Поэма «Москва — Петушки» была написана в 1969–1970 годах. Сегодня это произведение — классика, его считают одним из ярчайших образцов советского постмодернизма. При этом далеко не все, в том числе и современники Венедикта Ерофеева, сразу же увидели за полубредовым монологом алкоголика, пытающегося на электричке добраться в Петушки к возлюбленной и ребенку, настоящую русскую «одиссею».

Уникальная стилистика поэмы, в которой переплетаются советские официозные штампы, библейские фразы, цитаты из мировой художественной литературы и из «языка низов», конечно, понятнее старшему поколению. И образ главного героя — маргинала, человека культуры, не нашедшего себя в странной, будто застывшей жизни и опустившегося на самое дно,— тоже знак ушедшей эпохи. Может ли этот текст звучать сегодня так же актуально, так же пронзительно и трагично, как 40–50 лет назад? …

Найти адекватное сценическое воплощение литературного произведения — всегда сложная задача, а в случае с поэмой «Москва — Петушки» сложная вдвойне: текст слишком монологичен, действия практически никакого, персонажи возникают как галлюцинации в сознании запойного алкоголика — и тут же исчезают. Художественный руководитель Тульского камерного драматического театра, а также исполнитель роли Венички Алексей Басов, по сути, создал моноспектакль. Ему удалось точно воссоздать удивительную, неповторимую интонацию Ерофеева: звучание и вкус написанных автором слов, выразительность цезур и недосказанность многоточий. И в этом — главная удача спектакля.

На сцене присутствуют еще четыре актера — в черных костюмах и с пюпитрами, на которых лежат листочки с текстом. Но они ирреальны и в действии участвуют условно. Это нечто вроде античного хора или оркестра, сопровождающего выступление солиста.

Нет, поэма не устарела. В спектакле есть еще один персонаж — электричка, на которой едет главный герой. Электричка, «птица-тройка» — символ огромной и очень разной России, в которой и сегодня каждый пытается добраться до своих Петушков…


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама