ЕГЭ учителей?
24 апреля 2018 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Сдать единый госэкзамен по любому предмету на хороший балл под силу каждому школьнику даже без дополнительной подготовки, считают
Не могут или не хотят?
На днях завершился досрочный период сдачи ЕГЭ, к которому готовились не только его участники, но и педагоги. Ежегодно для тульских учителей, участвующих в ручной проверке заданий госэкзамена, проводят семинары, на которых разбирают новые типы заданий — они появляются каждый год. Материалы для самоподготовки выкладываются в интернет, чтобы их могли видеть и другие педагоги.
В этом году в Туле впервые прошли семинары для
— Судя по тому интересу, который вызвало занятие, далеко не все видят материалы, которые публикуются в Сети, или не успевают их прочитать и осмыслить, ведь учитель сейчас загружен административной, а зачастую просто бумажной работой,— говорит председатель предметной комиссии по математике профессор Игорь Буркин.— Задания из второй и третьей частей экзамена по математике профильного уровня в первый момент могут показаться сложными даже для учителей, то есть, чтобы объяснить подходы к их решению ученикам, педагог сначала сам должен всё это изучить и понять, на что нет времени, а иногда, скажем честно, и желания. Приходилось слышать, что учителя в школах натаскивают ребят на первую часть ЕГЭ, чтобы они хотя бы не получили двойку, а в более сложное даже не лезут, говоря: если хотите поступать — занимайтесь дополнительно…
По словам Буркина, экзамен по математике профильного уровня, а только он сгодится при поступлении в вуз, не намного сложнее базового — задания из первой части практически идентичны. Но выбирают этот ЕГЭ лишь около половины всех выпускников (в этом году из 6747 участников экзамена — 3298), а средний балл много лет колеблется на одном уровне, оказываясь то немного выше, то несколько ниже.
— Пока учителя не будут заинтересованы в высоких результатах своих учеников, а не просто в том, чтобы не было двоек, ничего не изменится,— считает И. Буркин.
Физику — в массы
За свой предмет переживает и председатель предметной комиссии по физике Юлия Бурцева. Пара «физика — математика» необходима для поступления на любую техническую специальность, хорошие результаты ЕГЭ по этим предметам гарантируют поступление на бюджетные места в вузах. Углубленное изучение этих предметов предусмотрено стратегией подготовки кадров для реального сектора экономики региона.
— Я считаю, что те, кто сдаёт профильную математику, должны бы сдавать и физику, но её боятся, считая этот экзамен сложным,— комментирует Юлия Вячеславовна.— Да, он непростой, но, зная математику и выучив физические законы, можно добиться успеха и получить хороший балл…
Для популяризации ЕГЭ по физике в Тульской области многое делается: работает городская физматшкола, в этом году прошёл первый фестиваль естественных наук, а в ТулГУ организовали бесплатные курсы для школьников по воскресеньям
— Даже за полгода можно хорошо подготовиться,— считает преподаватель Ю. Бурцева.— Как показывает наша статистика, результат ЕГЭ по физике в Тульской области даже выше, чем в среднем по стране. У нас практически нет двоек, а если учесть, что этот экзамен не является обязательным, то есть оценка за него никак не влияет на аттестат, то я не вижу причин не сдавать физику. Приличный результат — это практически гарантированное бюджетное место…
Пока же количество юных физиков даже от математиков отличается почти вдвое: на ЕГЭ по физике в этом году записались 1775 человек.
Пенсионер — это не плохо
Учитель одной из тульских школ Ирина Александровна П. рассказала:
— Если в школе есть профильный инженерный класс, то его ученики, как правило, сдают и физику, и математику. Если же школа простая, то ребят никто не мотивирует, да и
На очередном заседании Совета ректоров вузов Тульской области обсуждался вопрос организации дополнительного образования учителей математики и физики в регионе. В том числе и с целью их подготовки к ЕГЭ.
Ректор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Инна Якунина привела данные статистики. Из 997 работающих в регионе учителей математики и 369 учителей физики более 40% — люди пенсионного возраста, а около половины — старше 50 лет. Молодых специалистов по этим предметам только 41 и 14% соответственно.
На заседании отмечалось, что сам по себе фактор возраста — не столь значителен, ведь и пенсионер может блестяще преподавать физику или математику. Однако старение педагогических кадров и относительно небольшой приток молодёжи означает, что дефицит школьных учителей в Тульской области уже ощущается. И если пустить дело на самотек, он будет только расти.
Большинство учителей регулярно повышают свою квалификацию, как и предлагает закон об образовании — каждые три года. При этом на курсах особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Определены 63 школы Тульской области, где ЕГЭ по важнейшим для региона предметам — физике и математике — сдают хуже, чем в среднем по области. Эти образовательные учреждения взяты на особый контроль, с учителями там работают особенно внимательно.
По мнению председателя Совета ректоров вузов Тульской области — ректора ТулГУ Михаила Грязева, решающая роль в подготовке успешного выпускника, а затем студента и специалиста принадлежит учителю. Именно поэтому следует уделить особое внимание подготовке педагогов.
— Требования у работодателей очень высокие, и мы их знаем, поскольку много лет работаем с ними бок о бок, и если на первом курсе к нам приходят студенты, которые плохо знают школьную программу, то на выпуске они — готовые и качественные специалисты, которых принимают на работу с удовольствием. Хорошие ученики будут только тогда, когда будут хорошие учителя, громкие имена, те самые звёздочки педагогического сообщества, которые зажигают своих учеников. В борьбе за педагога школа и высшее образование должны объединиться! — прокомментировал М. Грязев.