ЕГЭ учителей?

Назад

24 апреля 2018 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Сдать единый госэкзамен по любому предмету на хороший балл под силу каждому школьнику даже без дополнительной подготовки, считают председатели предметных комиссий, ежегодно проверяющие экзаменационные работы в Тульской области. Как это сделать? Учить школьных учителей, у которых порой нет ни желания, ни времени вникать в новый материал.

Не могут или не хотят?

На днях завершился досрочный период сдачи ЕГЭ, к которому готовились не только его участники, но и педагоги. Ежегодно для тульских учителей, участвующих в ручной проверке заданий госэкзамена, проводят семинары, на которых разбирают новые типы заданий — они появляются каждый год. Материалы для самоподготовки выкладываются в интернет, чтобы их могли видеть и другие педагоги.

В этом году в Туле впервые прошли семинары для учителей-предметников региона, в которых могли принять участие все желающие, а не только члены проверочных комиссий. Желающих оказалось немало: только занятие по математике профильного уровня посетили больше ста педагогов. А еще были семинары по физике, информатике, обществознанию, иностранному языку — наиболее непростым и популярным ЕГЭ по выбору.

— Судя по тому интересу, который вызвало занятие, далеко не все видят материалы, которые публикуются в Сети, или не успевают их прочитать и осмыслить, ведь учитель сейчас загружен административной, а зачастую просто бумажной работой,— говорит председатель предметной комиссии по математике профессор Игорь Буркин.— Задания из второй и третьей частей экзамена по математике профильного уровня в первый момент могут показаться сложными даже для учителей, то есть, чтобы объяснить подходы к их решению ученикам, педагог сначала сам должен всё это изучить и понять, на что нет времени, а иногда, скажем честно, и желания. Приходилось слышать, что учителя в школах натаскивают ребят на первую часть ЕГЭ, чтобы они хотя бы не получили двойку, а в более сложное даже не лезут, говоря: если хотите поступать — занимайтесь дополнительно…

По словам Буркина, экзамен по математике профильного уровня, а только он сгодится при поступлении в вуз, не намного сложнее базового — задания из первой части практически идентичны. Но выбирают этот ЕГЭ лишь около половины всех выпускников (в этом году из 6747 участников экзамена — 3298), а средний балл много лет колеблется на одном уровне, оказываясь то немного выше, то несколько ниже.

— Пока учителя не будут заинтересованы в высоких результатах своих учеников, а не просто в том, чтобы не было двоек, ничего не изменится,— считает И. Буркин.

Физику — в массы

За свой предмет переживает и председатель предметной комиссии по физике Юлия Бурцева. Пара «физика — математика» необходима для поступления на любую техническую специальность, хорошие результаты ЕГЭ по этим предметам гарантируют поступление на бюджетные места в вузах. Углубленное изучение этих предметов предусмотрено стратегией подготовки кадров для реального сектора экономики региона.

— Я считаю, что те, кто сдаёт профильную математику, должны бы сдавать и физику, но её боятся, считая этот экзамен сложным,— комментирует Юлия Вячеславовна.— Да, он непростой, но, зная математику и выучив физические законы, можно добиться успеха и получить хороший балл…

Для популяризации ЕГЭ по физике в Тульской области многое делается: работает городская физматшкола, в этом году прошёл первый фестиваль естественных наук, а в ТулГУ организовали бесплатные курсы для школьников по воскресеньям (когда-то такие действовали в тульском политехе).

— Даже за полгода можно хорошо подготовиться,— считает преподаватель Ю. Бурцева.— Как показывает наша статистика, результат ЕГЭ по физике в Тульской области даже выше, чем в среднем по стране. У нас практически нет двоек, а если учесть, что этот экзамен не является обязательным, то есть оценка за него никак не влияет на аттестат, то я не вижу причин не сдавать физику. Приличный результат — это практически гарантированное бюджетное место…

Пока же количество юных физиков даже от математиков отличается почти вдвое: на ЕГЭ по физике в этом году записались 1775 человек.

Пенсионер — это не плохо

Учитель одной из тульских школ Ирина Александровна П. рассказала:

— Если в школе есть профильный инженерный класс, то его ученики, как правило, сдают и физику, и математику. Если же школа простая, то ребят никто не мотивирует, да и двух-трёх часов физики в неделю явно недостаточно — тут даже самый лучший учитель не поможет. А если учесть, что в школах работает много пенсионеров, которым лишь бы выпустить очередной класс, то сдвинуться с этой позиции сложно…

На очередном заседании Совета ректоров вузов Тульской области обсуждался вопрос организации дополнительного образования учителей математики и физики в регионе. В том числе и с целью их подготовки к ЕГЭ.

Ректор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Инна Якунина привела данные статистики. Из 997 работающих в регионе учителей математики и 369 учителей физики более 40% — люди пенсионного возраста, а около половины — старше 50 лет. Молодых специалистов по этим предметам только 41 и 14% соответственно.

На заседании отмечалось, что сам по себе фактор возраста — не столь значителен, ведь и пенсионер может блестяще преподавать физику или математику. Однако старение педагогических кадров и относительно небольшой приток молодёжи означает, что дефицит школьных учителей в Тульской области уже ощущается. И если пустить дело на самотек, он будет только расти.

Большинство учителей регулярно повышают свою квалификацию, как и предлагает закон об образовании — каждые три года. При этом на курсах особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Определены 63 школы Тульской области, где ЕГЭ по важнейшим для региона предметам — физике и математике — сдают хуже, чем в среднем по области. Эти образовательные учреждения взяты на особый контроль, с учителями там работают особенно внимательно.

По мнению председателя Совета ректоров вузов Тульской области — ректора ТулГУ Михаила Грязева, решающая роль в подготовке успешного выпускника, а затем студента и специалиста принадлежит учителю. Именно поэтому следует уделить особое внимание подготовке педагогов.

— Требования у работодателей очень высокие, и мы их знаем, поскольку много лет работаем с ними бок о бок, и если на первом курсе к нам приходят студенты, которые плохо знают школьную программу, то на выпуске они — готовые и качественные специалисты, которых принимают на работу с удовольствием. Хорошие ученики будут только тогда, когда будут хорошие учителя, громкие имена, те самые звёздочки педагогического сообщества, которые зажигают своих учеников. В борьбе за педагога школа и высшее образование должны объединиться! — прокомментировал М. Грязев.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных