mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Понедельник 28 мая

Туламашзавод. Наставничество — добрая традиция

Возврат к списку

20.04.2018 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Наука/Образование Туламашзавод. Наставничество — добрая традиция



Подготовка профессиональных кадров — важнейшее стратегическое направление деятельности АО «АК „Туламашзавод“. Здесь осознают: основной ресурс любого промышленного предприятия — это люди, и ценность этого ресурса растет с каждым днем. Квалифицированные рабочие, грамотные инженеры, эффективные организаторы — без качественных, регулярно обновляющихся специалистов невозможно представить современное производство.

Знания лишними не бывают

В понятие подготовки кадров входит не только техническое обучение, что, безусловно, важно само по себе, но и профессиональная социализация. Туламашзавод — серьезное, многоструктурное предприятие, и для каждого его работника важно знать и понимать, как работает этот сложный организм.

Учебный центр ТМЗ существует более 50 лет, он готовит токарей, станочников, слесарей. Центр прекрасно оснащен, в том числе самыми современными станками с ЧПУ и тренажерами. Но обучают здесь не только рабочим специальностям. В центре создана Школа молодого инженера — нечто вроде экспресс-курсов для инженерно-технических работников. Цель работы ШМИ — помочь молодым специалистам, многие из которых пришли на предприятие сразу после окончания вуза, разобраться в структуре и специфике АО «АК „Туламашзавод“, адаптироваться на предприятии, познакомиться с трудовым законодательством, получить подробную информацию о своих обязанностях, правах, социальных льготах и др.

Обучение в Школе молодого инженера проходит в течение недели, занятия с ее слушателями ведут опытные сотрудники ТМЗ — как правило, руководители самых разных подразделений. Они стараются дать молодым людям максимум полезных знаний и, конечно, поделиться опытом. Наставничество как один из основных принципов подготовки кадров — добрая традиция АО «АК „Туламашзавод“, ее бережно сохраняют, развивают и модернизируют.

В Школе молодого инженера заканчивается лекция начальника центра тарификации и оплаты труда экономического управления ТМЗ Сергея Грызлова. Сергей Васильевич рассказывает ребятам о взаимосвязи экономики и психологии. Молодые люди слушают внимательно и, кажется, не хотят расходиться…

— Занятия действительно полезные,— считает один из слушателей, Илья Чернышев. Он закончил ТулГУ два года назад по специальности «биохимия» и не сразу смог найти работу по специальности — такую, чтобы и нравилась, и стабильно оплачивалась.— Я устроился на Туламашзавод, когда узнал, что здесь условия работы хорошие, зарплату вовремя платят, есть перспективы карьерного роста. С октября прошлого года работаю в химической лаборатории отдела главного металлурга. Работа интересная и очень ответственная — для меня важно чувствовать, что я решаю серьезные задачи и от меня многое зависит.

— Я на ТМЗ всего два месяца, но раньше бывал здесь на практике, когда учился в Мосинском техникуме,— вступает в беседу Петр Трофименко. Он работает в бюро режущего инструмента технологического отдела конструкторско-технологического центра.— Занимаюсь оснащением станков, конструированием инструментов. Работы много, и она разная — никакой скуки и рутины. Занятия в учебном центре мне помогают лучше понять, как устроено производство. Знания никогда не бывают лишними.

Дарья Гусенкова закончила машиностроительный факультет ТулГУ по специальности «стандартизация и сертификация» в 2013 году. Трудилась в строительной компании, но, когда родила ребенка, поняла, что после декрета надо искать более надежную, стабильную работу — и с социальными гарантиями.

— Ребенку исполнилось три года, я его отвела в садик, а сама в тот же день пришла на собеседование в Туламашзавод,— говорит Даша.— Работаю в 1-м цехе инженером по нормированию труда. Сложно, но я стараюсь — ведь на мне лежит ответственность за людей. Конечно, любой начинающий сотрудник нуждается в помощи — мне помогают более опытные коллеги, я им очень благодарна. И Школа молодого инженера для меня полезна: теперь я лучше понимаю структуру завода, какие у меня возможности и права, куда обратиться, если возникнет необходимость…

— А у меня юридическое образование,— признаётся Кристина Гришина.— После окончания бакалавриата Современной гуманитарной академии работала по специальности, но разочаровалась — и устроилась в банк. Решила поменять работу после рождения сына. В банке ненормированный рабочий день, больничные не приветствуются, а у меня маленький ребенок… Здесь — совершенно другие условия, высокий уровень социальной защищенности. А еще мне нравится, что это большое серьезное предприятие, с историей и традициями, коллектив прекрасный. На Туламашзаводе работаю с февраля экономистом. Меня поддерживают и во всем мне помогают Татьяна Константиновная Махонина — она экономист с большим стажем — и начальник отдела Любовь Александровна Никитина.

Содержательные, грамотные, пытливые

Лекция давно закончилась, но Сергей Грызлов остается в аудитории, чтобы ответить на вопросы ребят.

— Я с интересом наблюдаю за современной молодежью — среди них много содержательных, пытливых людей,— рассказывает Сергей Васильевич.— Грамотные: неплохо разбираются в своей профессии. В общем — хорошие ребята.

Сергей Грызлов работает на ТМЗ с 1975 года, начинал контролером ОТК, работал и одновременно получал образование. В должности начальника центра тарификации и оплаты труда экономического управления — 28 лет.

— У меня когда-то тоже были наставники — люди, которые меня поддерживали, помогали, передавали свой опыт,— во многом поэтому я принял предложение руководства учебного центра вести курсы экономики труда для молодых рабочих и читать лекции для молодых инженеров,— объясняет С. В. Грызлов.— Мой преподавательский стаж — 34 года, но я до сих пор сам продолжаю учиться: в 50 лет получил второе высшее образование педагога-психолога. Когда рассказываю об этом своим ученикам, они удивляются…

Молодые специалисты собираются на следующее занятие. В расписании — лекция начальника отдела патентоведения, информации и рационализации Виталия Гудовщикова. Виталий Александрович вспоминает, как он сам после окончания ТулГУ в 2011 году пришел в учебный центр — в качестве слушателя.

— На своей лекции я рассказываю о спе — цифике нашего отдела, о рационализации и изобретательстве — чтобы молодые люди, если у них есть талант и стремление, смогли себя проявить,— подчеркивает В. Гудовщиков.— Но в этой области деятельности важны не только технические, но и юридические нюансы, об этом мы тоже с ребятами говорим. Тем более, что не многие хорошо знают российское законодательство — а это неправильно.

Сегодня учебный центр — мощный образовательный комплекс. Общая площадь — две тысячи квадратных метров. Светлые, комфортабельные, оборудованные всем необходимым аудитории. Учебный цех, оснащенный высокотехнологичными станками с программным управлением, а также тренажерами-симуляторами. Около года назад здесь открылся участок по обучению работе на оборудовании и с программным обеспечением всемирно известной компании FANUC.

— За последние годы наш центр очень изменился,— говорит начальник учебного центра АО «АК „Туламашзавод“ Николай Ивутин.— Приобретены три станка с ЧПУ, тренажеры, много компьютерной техники. Наши мастера сами повышают квалификацию — недавно они прошли обучение по управлению техникой компании FANUC. Эффективно работает Школа молодого инженера — мы тесно сотрудничаем с ТулГУ, Академией народного хозяйства. Руководство нашего предприятия с особым вниманием относится к учебному центру, стараясь не экономить на обучении и подготовке кадров — на эти цели ежегодно тратится 4–5 миллионов рублей…

Учить — не сложно?

Молодые люди, получающие рабочие специальности, в учебном центре изучают теорию, занимаются на тренажерах и овладевают навыками обращения с оборудованием. Но работа на настоящем производстве — это совсем другое дело. Поэтому в цехах у каждого нового сотрудника есть свой наставник.

Операторы станков с ЧПУ 3-го механо — сборочного цеха — Алексей Дедов и его бывший наставник Сергей Евсиков — ровесники. Когда в 2011 году Алексей после занятий в учебном центре пришел на производство, им было всего по 22 года.

— Мы быстро нашли общий язык, подружились и дружим до сих пор,— рассказывает Алексей.— Иначе и быть не может — мы же с Сергеем работаем в одной бригаде. Сейчас нам регулярно присылают новых учеников, и мы оба с ними работаем. Ребята разные — кто-то быстрее схватывает, кому-то надо больше времени. К каждому нужен индивидуальный подход…

— Практика наставничества — важная составляющая нашей работы,— отмечает Сергей Евсиков.— На самом деле учить — не сложно, просто надо быть терпеливым. У меня за эти годы наработан личный опыт, накопились технологические приемы и находки, которыми я всегда охотно делюсь с ребятами, только начинающими свой путь на производстве.

Молодых людей — и рабочих, и инженеров — на предприятии сегодня много. Так что историей о наставнике и ученике — одногодках здесь никого не удивишь. Александр Одоевцев, наладчик 2-го механосборочного цеха, вспоминает об ученике, который был в два раза его старше.

— Поначалу чувствовал я с ним себя немного странно, а потом забыл про разницу в возрасте,— признаётся Александр.— В процессе обучения очень важно друг к другу прислушиваться, быть внимательным. И помнить, что излишняя самоуверенность может привести к серьезным последствиям… Как становятся наставниками? Сотрудники учебного центра присматриваются к нам и назначают тех, кто годится для такой работы. Моим наставником в свое время был Юра Кузнецов — очень хороший парень.

Мне очень нравится моя работа — не представляю, что бы я делал, если бы пришлось сидеть в офисе, мне это неинтересно. Здесь всё сбалансировано — и физическая нагрузка, и интеллектуальная, надо многое уметь делать руками, а я всегда любил вози — ться с железками. Но главное — здесь у нас отличная команда. В моей смене — 5 человек, у нас полное профессиональное и человеческое взаимопонимание…

То, что наставники АО «АК „Туламашзавод“ молодеют, кажется необычным только на первый взгляд. Мир меняется, ускоряется темп жизни, стремительно развиваются технологии, и ранняя профессионализация — естественное следствие этих процессов.

Наставник — человек, который приводит не только в профессию, но и в коллектив. И неважно, сколько ему лет. Важно то, что его имя ученик наверняка запомнит на всю жизнь.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама