Отрезанные от жизни

Назад

13 апреля 2018 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Деревню Никольское в Ясногорском районе пару лет назад отрезали от цивилизации, а люди оттуда всё равно не уезжают.

Приятный взору уголок

С КАЖДЫМ годом деревень на карте Тульской области становится всё меньше. Точнее, названия, может, и остаются, вот только жизнь из некогда населённых пунктов уходит навсегда. Но есть и такие места, где люди борются за каждый дом, за хоть какое-то право на существование...

Деревенские активисты из Никольского назначили репортёрской группе «Молодого коммунара» встречу на трассе М2 — так прямо и сказали: «Будем стоять на мосту, сразу за заправкой после выезда на бетонку».

Если ехать из Тулы в Москву через Заречье, то именно здесь начинается скоростной участок федеральной трассы, около которого притулилась деревенька на 22 дома. Весь год здесь живут всего четыре семьи, прописаны шесть человек, но летом население увеличивается до ста — дачники. Несмотря на относительную близость к скоростной магистрали, места здесь тихие и даже, можно сказать, заповедные. Рядом пруд, поблизости речка Сулема, некогда очень популярная у рыбаков. Пройдёшь сто метров — тут тебе и поле, и лес, и всё это недалеко от большого города. Вот только попасть в этот приятный взору уголок теперь весьма затруднительно. Во всяком случае, легально. Съезд с трассы для личного автотранспорта перекопали, а идти пешком от ближайшей остановки проходящего рейсового автобуса нужно несколько километров через поля.

...На трассе М2 нас действительно ждали. Двое мужчин, два Виктора, один из которых активист и деревенский староста.

— Ты езжай до ясногорского поворота, разворачивайся там и кати в сторону Тулы — нас увидишь на той стороне, — инструктирует Виктор Васильевич Бутузов редакционного водителя и указывает направление — через дорогу.

Нас, фотографа и корреспондента, мужики ведут напрямую, то есть через федеральную трассу, где ограничение скорости, напомним, 110 км/ч. Чтобы попасть на противоположную сторону, нужно перелезть через отбойники — местные знают, что через несколько метров от моста они пониже, и смело ведут нас туда.

— Деревня наша, — продолжают активисты, — существует не один век. Но именно в ХХ веке её на две части разделила большая дорога. На одной стороне остались семь домов, и на другой несколько десятков. Та часть, что по- меньше, уже не существует — только яблони напоминают о том, что недавно эти места были обитаемыми. А на той половине, где наши дома, жизнь ещё теплится...

Задача для «скорой»

ДЯДЯ ВИТЯ — счастливый обладатель трактора, без которого в деревне никуда. На нём он пашет свой огород и помогает с этим соседям, а зимой чистит дорогу — единственный подъезд к деревне, которого здесь быть вообще-то не должно. — Мы сами эту дорогу сделали, в начале 90-х. Под трассой был проезд — якобы для сельскохозяйственной техники и прогона скота. А нам проложили небольшой участок для подъезда с трассы, только с условием — чтобы чужие тут не ездили и чтобы грязь на трассу не выносить. Мы тут всё щебёнкой засыпали и закатали, и двадцать лет спокойно ездили без всякой грязи, пока два года назад этот съезд нам не срыла дорожная техника, — рассказывают жители Никольского.

Федеральные дорожники всё объяснили соображениями безопасности, якобы в 90-е съезд оборудовали совсем неправильно, без 150-метровой полосы для торможения, а потому сейчас он представляет реальную угрозу в плане аварийности. Люди, привыкшие добираться домой и ездить на дачу на своих машинах, съезд опять накатали, но недавно его снова срыли. Но местные всё равно пробираются.

— Вон у берёзовой рощи более-менее ровный участок — там и заезжаем. А дальше — несколько сот метров вдоль дороги едем или идем по земле. Если дождь пройдёт, можно и увязнуть. Случалось мне людей из месива вытаскивать, — продолжает В. Бутузов. — У кого машина есть, те ещё проезжают, а кто без колёс — идут на автобус через поле и речку, чтобы добраться до работы. А если, не дай бог, пожар у нас или «скорая» понадобится? Им придётся по той же дороге ехать. Интересно, будут нарушать правила или просто к нам не приедут?.. Магазинов у нас нет, автолавка лет десять как не ездит. Продукты кому родные привозят, кому мы, у кого есть машины...

Неожиданные союзники

ЗА ДВА ГОДА у Виктора Васильевича на- копилась увесистая папка переписки с чиновниками — деревенский староста писал и главе Ясногорского района, и федеральным дорожникам, а недавно отправил жалобу даже президенту. Правда, из Кремля его обращение спустили в регион и попросили разобраться на месте. Круг замкнулся.

Глава ясногорской администрации Владимир Мухин, услышав вопрос о деревне Никольское, только вздохнул. (Кстати, в официальной переписке деревню называют не иначе как «н. п.», то есть населённый пункт — ну да, пока ещё населённый).

— ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Харьков» Федерального дорожного агентства располагает решением суда о незаконности любых несанкционированных съездов с трассы М2, поэтому они перерываются, — констатирует чиновник. — Я бывал в этой деревне и один, и в составе комиссии, общался с жителями. У людей есть понимание, что решить проблему технически сложно. Вариант прокладки дороги от так называемой старой московской трассы — очень дорогой, от 30 до 45 миллионов рублей, что при годовом бюджете дорожного фонда района в 60 миллионов рублей — сумма не- подъёмная. Столь крупные траты на один объект могут вызвать вопросы со стороны надзорных органов...

Вариант решения, который сейчас рассматривается как основной, — по сути, единственный путь к спасению. На 2018 год планировалась реконструкция участка трассы М2, в программу которой возможно было включить организацию 150-метровой полосы разгона и торможения. — По нашим данным, реконструкция перенесена на 2019 год, и мы будем просить, что- бы пожелания по организации съезда были учтены. Если полоса для торможения будет построена, мы найдём возможность сделать подъезд до деревни, — говорит В. Мухин.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных