Парижское кафе в тульском музее
21 февраля 2020 02:47
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Тульский музей изобразительных искусств получил в подарок от московского коллекционера Валерия Дудакова рисунок Михаила Ларионова.
ТМИИ владеет прекрасной коллекцией русского авангарда. Часть работ, в том числе Малевича, Кандинского, Поповой, Родченко, регулярно запрашивают для участия в крупных международных выставочных проектах. При этом ни одного произведения Ларионова в собрании нашего музея до недавнего времени не было. Об этом тульские музейщики не раз говорили с сожалением, ведь Михаил Ларионов — знаковая фигура, без которой невозможно себе представить русское искусство начала XX века.
Он был организатором и участником практически всех громких проектов того времени. Считался одним из лучших живописцев и блестящим графиком. Постоянно экспериментировал, стоял у истоков новых направлений не только в изобразительном искусстве, но и в культуре в целом. В период сотрудничества с Сергеем Дягилевым Ларионов проявил себя как талантливый
В 1911 году художник создает группу «Ослиный хвост», куда входят Гончарова, Малевич, Татлин, Шевченко и другие художники. А еще через год изобретает новый стиль — лучизм. Как сказано в манифесте Ларионова и его единомышленников, «стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм». Наталия Гончарова, уроженка Тульской губернии, познакомилась с Михаилом Ларионовым в
В Тульском музее изобразительных искусств есть одна картина Гончаровой — «В мастерской художницы»
Ее владелец, знаменитый коллекционер, искусствовед, эксперт по русской живописи XX века Валерий Дудаков, убежден, что имя Ларионова было и остается главным в русском авангарде.
В этом году исполняется ровно 50 лет с тех пор, как Валерий Александрович начал собирать коллекцию. С Тулой его связывает деловое и творческое сотрудничество. Работы
Фонды ТМИИ пополнил рисунок графитным карандашом, выполненный Михаилом Ларионовым в парижский период творчества: за столиком в кафе — две женские фигуры.
— Та, что справа,— предположительно Наталия Гончарова. Работа подписана автором, но дата отсутствует — судя по стилистике, рубеж
На вопрос, не жаль ли ему расставаться с такой ценной работой, Валерий Александрович признался, что Михаил Ларионов — его любимый художник, поэтому испытывает и радость, и грусть, и чувство долга.
— Я знаю много историй о том, как бесследно исчезали частные коллекции, поэтому понимаю, что самая лучшая для них судьба — музейная,— признался Дудаков.— К тому же в моем собрании остаются две прекрасные живописные работы Ларионова и восемь его пастелей…