Дуэль на мясорубках в тульском суде

Назад

28 февраля 2020 01:49

 0
Город Т.

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: yandex.ru

Туляк Ринад С. купил жене в подарок к 8 Марта дорогую электрическую мясорубку. Супруга, страстная кулинарка, очень обрадовалась, однако не прошло и двух недель, как мясорубка сломалась…  

Рубит, но не греет

Ринад отнес ее в магазин и попросил на время гарантийного ремонта (который, как ему сообщили, продлится в течение месяца) предоставить в пользование другую мясорубку. Продавец удивилась, проконсультировалась со старшим менеджером — и отказала. Она понятия не имела, что имеет дело с на редкость принципиальным и упорным покупателем, готовым использовать все законные средства, чтобы отстоять свои права…

К «делу о мясорубке» мы вернемся немного позже, а пока — несколько слов о том, обязаны ли магазины на время гарантийного ремонта товаров длительного пользования предоставлять покупателю аналогичные.

— Здесь есть тонкость. Магазин обязан, если вы такое желание высказали, а еще лучше — изложили письменно в требовании о ремонте некачественного товара, то есть продавец должен временно его заменить таким же, причем в течение трех дней,— отмечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.

Мы уже привыкли к тому, что в магазинах, торгующих, например, мобильными телефонами, в подобного рода случаях гаджеты на подмену выдают без проблем. Однако большинство туляков убеждены, что это инициатива продавцов, таким образом демонстрирующих лояльность покупателю. Вовсе нет. Человек может потребовать в любом магазине на период гарантийного ремонта привезти ему другой телевизор, другой холодильник или пылесос и т. д. Впрочем, существуют категории товаров, в отношении которых это правило не действует. Они перечислены в 20-й статье закона «О защите прав потребителей». Вам не предоставят во временное пользование автомобиль, мотоцикл, гражданское оружие, предмет мебели, прибор личного пользования — фен, бритву, машинку для стрижки волос. А также кухонную технику для приготовления пищи с режимом нагрева — то есть микроволновую печь, тостер, мультиварку, хлебопечку, электрический чайник и тому подобное.

Именно «режим нагрева» стал главным аргументом, позволившим Ринаду — при юридической поддержке специалистов отдела защиты прав потребителей — в конечном итоге выиграть «дело о мясорубке» в суде. Представители магазина настаивали, что мясорубку невозможно выдать во временное пользование, так как это кухонная техника, «соприкасающаяся» с продуктами. Да, соприкасается, но не варит, не парит и не жарит…

Сам себе курьер

В любом законе, в том числе и законе «О защите прав потребителей», нельзя прописать все случаи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Этим часто пользуются недобросовестные продавцы товаров и услуг. Однако у нас, граждан, не меньше возможностей обернуть российское законодательство в свою пользу. Только мы об этом не знаем.

Пример — тот же самый гарантийный ремонт. Или возврат некачественного товара.

Типичная ситуация. Андрей, студент одного из тульских вузов, приобрел в магазине ноутбук. Через пару месяцев компьютер начал глючить, а потом совсем перестал включаться. Молодой человек принес ноутбук в магазин, но его принять на гарантийный ремонт отказались — объяснили, что в таких случаях покупатель обязан сам везти технику в сервисный центр. Парень отправился в центр, находившийся в другом районе Тулы, а там — перерыв на обед. В общем, в результате потратил весь день, не попал на лекции. А потом еще неделю вынужден был как-то обходиться без компьютера. Знал бы закон, ограничился только визитом в магазин — и, конечно, потребовал бы аналогичный ноутбук на время ремонта.

— Продавцы наших магазинов часто злоупотребляют доверием покупателей и заставляют их самих ездить по сервисным центрам,— комментирует Надежда Алексеевна.— Это противоречит пункту 28 «Правил продажи отдельных видов товаров», в соответствии с которым «продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара»…

Только полная стоимость

Еще один важный момент, касающийся транспортировки товара, оказавшегося некачественным. Всё, что тяжелее пяти килограммов, забирать от покупателя (совсем или на время ремонта) опять же обязан продавец. Бывали случаи, когда при возврате денег за бракованную вещь продавец пытался вычесть из общей суммы стоимость ее доставки обратно в магазин. Если столкнетесь с такой ситуацией — протестуйте: не имеют права.

К слову, о «вычетах». Жительница г. Щёкино Инна Васильевна Н. возвращала в магазин телевизор — экспертиза подтвердила, что он ненадлежащего качества: производственный брак. Принимая телевизор, продавец обнаружила царапину на корпусе, потертость и западающую кнопку на пульте управления. И решила, что это повод не отдавать покупательнице всю уплаченную ею сумму. Это тоже незаконно. Магазин не имеет права взимать плату за «амортизацию» бракованного товара и обязан вернуть ровно столько, сколько он стоил на момент покупки.

Главное — не забывать: потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они заранее не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на такой же, но качественный или другую модель — с соответствующим перерасчетом цены; соразмерного уменьшения цены; устранения недостатка товара или возмещения расходов на его ремонт в другом месте. Также он может отказаться от покупки и получить свои деньги обратно.

ВЫ СПРАШИВАЛИ

Ольга Ивановна:

— Наша родственница тяжело заболела, мы нашли для нее на сайте интернет-магазина нужную модель инвалидного кресла-коляски. При этом опасаемся, что когда кресло привезут, окажется, что оно не подходит, а сдать обратно будет нельзя, ведь это медицинский товар.

— Товары медицинского назначения действительно не подлежат возврату,— отвечает Надежда Андрианова.— Однако в вашем случае речь идет о дистанционной торговле, а здесь действуют особые правила. Прежде всего напоминаю, что отказаться от покупки до ее получения вы можете в любой момент, не называя причины. Также вы можете ее вернуть в любое время после получения в течение семи дней. Исключение — товары, изготовленные на заказ с учетом индивидуальных особенностей потребителя.

Кристина И.:

— Обязаны ли парикмахеры в салонах красоты информировать клиентов о средствах, которые они используют при окрашивании волос? У меня после посещения одного из тульских салонов началась аллергическая реакция: подозреваю, что у краски срок годности истек или она дешевая и некачественная.

— Информировать всех клиентов — нет, но если вы спросите, какой марки краска, ответить должны,— считает Н. А. Андрианова.— При этом Правила бытового обслуживания населения в РФ обязывают парикмахеров при химической завивке или окрашивании волос сначала сделать биологическую пробу на чувствительность. Среди требований к парикмахерам также: мытье рук с мылом перед обслуживанием каждого нового клиента, дезинфицирование инструментов, использование чистого белья и салфеток…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных