Где "Меркурий" в Туле сдерживает цены

Назад

07 февраля 2020 03:59

 0
Экономика

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: предоставлены АО «Тульский молочный комбинат»

В 2020 году молоко и молочные продукты обязательно подорожают. В этом сходятся все эксперты. И мотивируют это введением системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» и грядущей с 1 июня обязательной цифровой маркировкой продукции. Например, федеральные СМИ, ссылаясь на исследования Аналитического центра при Правительстве РФ, уверенно прогнозируют рост цен на 10–12 процентов.

 Как к этому отнестись? Неоднозначно. Во-первых, институт экспертов в последние годы, мягко говоря, очень демократизировался — комментируют теперь всё и все, вплоть до блогеров. Во-вторых, и это тоже не секрет, прогнозы часто используются как инструмент лоббирования, точнее — подготовки массового потребителя к определенной динамике цен в чьих-то совершенно конкретных интересах.

Для прояснения ситуации мы решили встретиться с руководителем крупнейшего производителя молочной продукции в регионе — председателем Совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александром Ивановичем ШИРИНКИНЫМ.

Как сделать предприятие эффективным

Тульский молочный комбинат — не просто передовое в техническом и технологическом отношении предприятие. Оно также считается признанным лидером в организации складской логистики — здесь не раз проводились всероссийские семинары.

— Опыт, который мы передавали на этих семинарах, включает элементы, предусмотренные системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий»,— у нас они работают с 2012 года.

Александр Иванович рассказывает, что путь к оптимизации расходов и выстраиванию конкурентоспособного производства за год не пройти. Да что там за год! На Тульском молочном комбинате эта работа началась в… 2007 году.

— Что такое конкурентоспособное производство? — задает вопрос Александр Иванович и тут же отвечает: — Это в первую очередь эффективное производство. Но это — общее понятие, а мы уже переходим к частностям: повышение производительности труда, снижение энергозатрат, правильное распределение потоков, оптимальная организация бизнес-процессов. Всё это простые вроде бы вещи. Но они требуют сил и времени, а главное — интеллектуальных затрат. Для того чтобы производственный комплекс действовал как швейцарские часы, чтобы основное производство, вспомогательные службы, управленческий аппарат работали как единый механизм, чтобы совпадали мощности и нагрузки, предварительно приходится глубоко изучать вопрос, много думать, сравнивать, сопоставлять, порой соединять несоединимое. А для этого нужны знания, опыт, глубокое понимание процессов на каждом рабочем месте и в целом системы, если ты — руководитель. Всё это — колоссальный труд, который сложно, а то и невозможно измерить в денежном выражении…

Система заработала, но…

Напомним, работа началась в 2007 году, и пять лет понадобилось, чтобы существенно продвинуться вперед и получить результат. Но что считать результатом? Для многих это вопрос философский, но не для А. И. Ширинкина — у него как раз всё очень даже конкретно.

— К 2012 году мы серьезно продвинулись по производительности труда,— продолжает он.— А что касается энергоэффективности производства, то у нас доля энергозатрат в себестоимости продукции не превышает 2%. Сотрудники комбината работают, мы движемся вперед шаг за шагом — никакой компанейщины. Средняя по комбинату зарплата сегодня — 44 тысячи рублей. Хотелось бы больше, но, как говорится, по возможностям. При этом речь идет о зарплате основного персонала — без учета заработков руководителей высшего звена.

Александр Иванович рассказывает, как работает система. Не в тонкостях, конечно, а чисто по результатам. Например, к экскурсиям на Тульском молочном комбинате специально не готовятся, в том смысле, что авралов не устраивают — зачем? Всё сертифицировано по международным стандартам, всё функционирует, как те самые швейцарские часы. Люди на каждом участке ответственные и надежные, все — патриоты производства. Вот в новогодние праздники захотела ознакомиться с работой производства группа иностранцев. Позвонили Ширинкину, он согласился. Мастера смены предупредил минут за 20. Гости были в восторге.

Казалось бы, вот он — повод для успокоения. Но куда там…

— Чем глубже погружаешься в процесс, тем больше видишь, тем четче понимаешь, что нужно еще и это, и то сделать,— признаёт собеседник.— Вот сейчас актуальная тема — организация продаж. При глубоком погружении понимаешь: ничего нельзя сделать в один день, надо смотреть, изучать, сравнивать, прогнозировать…

Организация продаж — вообще отдельная тема для производителей, и не только в АПК. Хотя в последнем случае казалось бы… Едят ведь все и каждый день. Но как сделать, чтобы выбрали твой товар при общем многообразии? Не так уж давно Тульский молочный комбинат приступил к производству сыров. Мягкие, творожные, плавленые — это всё проще. Но производят здесь и полутвердые, и твердые сыры. Продукция — высочайшего качества, работа над которым ведется, начиная с сырья. И здесь уж не до экономии. Плюс сложные технологии, плюс выдержка. Дешевым качественный сыр быть не может. Торговые сети предпочитают попроще и подешевле. Либо такую накрутку поставят, что не дай бог. Собственный магазин в Туле на ул. Некрасова, 7, безусловно, хорош — и выбор огромный, и цена приемлемая. Но место не бойкое, скорее наоборот. Значит, надо «идти в народ». Открыли магазин на Южном рынке, точки на Фрунзенской ярмарке и Центральном рынке. А дальше — надо думать, как развиваться…

Новшества — для кого и для чего?

А. И. Ширинкин один из немногих «Меркурий», то есть систему электронных ветеринарных сертификатов, не ругает. Скорее наоборот. Но отмечает, что даже хорошее дело нельзя внедрять в приказном порядке в жесткие сроки. Метод отфутболивания внезапно «накативших» задач здесь вообще категорически не приветствуют.

— Многие элементы системы «Меркурий» мы внедряли постепенно в процессе развития производства,— замечает Александр Иванович.— И в силу того, что у нас уже были серьезные наработки, мы стали партнерами внедряющего систему Россельхознадзора. Причем работали абсолютно открыто, делились информацией с теми, кто хотел ее получить, давали пояснения заинтересованным коллегам. То есть, если не спешить, а внедрять новое дело вдумчиво, с пониманием влияния на конечный результат, это нормально.

Во всем мире, по крайней мере в прогрессивных странах, новшества внедряют не приказами, а системой стимулирования. Поддержи тех, кто готов, а остальные подтянутся сами, увидев и оценив преимущества, коли таковые имеются. Устанавливать жесткие рамки, крутить всех в бараний рог из высоких кабинетов — оно, конечно, попроще будет, ну а что в итоге?

Система электронной маркировки, о которой всё острее и предметнее начали говорить, обеспечит лишь контроль по прослеживаемости. К качеству никакого отношения маркировка не имеет. А «Меркурий» обеспечивает качество, начиная с сырья. Ветеринарные службы на каждую партию поставки оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). И далее производство — на каждую операцию по ходу технологического процесса оформляется ВСД, и завершается получением права реализации на готовую продукцию. Ни одна сеть, а теперь и розница не примет продукт без ВСД.

Маркировка несет значительную финансовую нагрузку не только в период запуска, но и в период эксплуатации. Каждый штрих-код на разовую упаковку стоит 50 копеек. В год предприятию нужно заплатить более 50 миллионов рублей?! Инвестиции в оборудование или в удорожание упаковки с QR-кодом потребуют удорожания. Если упаковка, то от 15% и выше, а если покупка оборудования, то еще 60 млн рублей. Это не считая расходов на перестройку логистических схем, складского хозяйства, обучение персонала, ну и так далее.

Александр Иванович вздыхает и говорит, что Тульский молочный комбинат такие расходы уже предусматривает. Потянут и некоторые другие производители. Ну как потянут? Вышеперечисленные затраты вызовут удорожание себестоимости. Это снижает конкурентные возможности российских предприятий. А как быть малым предприятиям, хозяйствам с небольшим производством молочной продукции, себестоимость которой при некрупных объемах выпуска сама по себе выше? Им остается только уходить с рынка — ведь цены растут не только из-за нововведений правительства: дорожают энергоресурсы, сырьевые компоненты, инфляция заставляет индексировать зарплаты и т. д.

Справедливости ради надо сказать, что пострадают не только «молочники» — всю систему надо перестраивать в дистрибуции, в логистике… А результат?

Генеральный директор «Союзмолока» Артём Белов так прокомментировал ситуацию журналу «Молочная промышленность»: «У отрасли вызывает недоумение, почему столь небрежный и поспешный подход к введению маркировки был выбран именно для молочной промышленности. Молочная отрасль является одной из самых сложных в производстве и логистике, с короткими сроками годности продукта, сотнями форматов упаковки и более чем двумя тысячами заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни в срок до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года».

Но правительство решило: 1 июня. Наверное, продавать штрих-коды выгоднее, чем развивать не самую беспроблемную в нашей стране отрасль. Только ведь одними штрих-кодами сыт не будешь. И импортозамещение они обеспечат едва ли.

Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото 

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных